Как организовывать игровую деятельность ребенка с СДВГ.

Как организовывать игровую деятельность ребенка с СДВГ.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – распространенное явление, несмотря на то, что часто родители исключают возможность его наличия у ребенка. У 10% детей выявляют нарушение в раннем возрасте, и если не заняться коррекцией, маловероятно, что оно пройдет само. Нередко данное расстройство продолжает проявляться в подростковом и более зрелом возрасте.

Существует множество занятий, чтобы корректировать данный синдром. Игры для детей с СДВГ дошкольного возраста и школьников направлены на тщательную проработку всех сфер развития через игровой подход. Включая их в план по лечению, можно быстро обучить малышей контролю над своим вниманием и действиями.

Коррекционная программа содержит игровые упражнения, которые направлены на то, чтобы вызвать у малыша интерес. Но перегружать ребенка не нужно. Выполнение одного задания на протяжении долгого времени или комбинация множества упражнений сразу способны привести к недовольству и отказу от дальнейших занятий.

Лучшее решение − устроить небольшую тренировку на 20–30 минут, в которой вы уместите несколько необходимых упражнений. Они должны быть разными по цели и способу выполнения. Например, чередуйте сидячие и подвижные игры. Не переоценивайте возможности ребенка и давайте ему задания того уровня, с которыми он точно справится. Иначе малыш расстроится и откажется от выполнения. В этом вам поможет классификация по возрастам. Постепенно повышайте сложность занятий.

Для сохранения интереса ребенка к обучению не забывайте о поощрениях и наградах. Если будете его постоянно критиковать и указывать на то, что он делает не так, хорошей реакции не ждите. Дошкольников важно хвалить для повышения мотивации, но дети школьного возраста на такие уловки не поведутся – к ним нужен другой подход. Рассматривайте их заслуги адекватно, не преувеличивая достижения. Например, похвалите ребенка 6-7 лет за то, что он старался сделать все правильно. И неважно, если у малыша плохо получилось, ведь главное – желание.

К обучению маленького ребенка следует подходить с большей ответственностью, ведь то, что вы делаете сейчас, – залог его будущего. Занятия для дошкольников нужно проводить регулярно. Для развития каждого навыка использовать отдельные упражнения и игры.

✅На развитие концентрации
При отработке способности удерживать информацию нужно выбирать игры, подходящие по возрасту. Рассмотрим подробнее.

📍До 3-х лет

Дети ещё маленькие. Плохо говорят, не понимают значения многих слов, понятий. Поэтому необходимо выбирать самые простые занятия:

🌿Море волнуется. Игру можно проводить с компанией детей и одним ребенком. Взрослый говорит малышам бегать и прыгать по комнате, принимая различные позы, которые они захотят. После он произносит считалочку: «Море волнуется – раз! Море волнуется – два! Море волнуется – три! Морская фигура замри!».
Дети должны как можно быстрее среагировать и застыть в той позиции, которая у них была на момент окончания последней строчки стишка. Потом игра начинается заново. Для повышения интереса можно выделить победителей и проигравших, чтобы вручить какую-то награду.
🌿Исчезнувшие предметы. Перед ребенком раскладывают предметы. Его задача – внимательно осмотреть их и запомнить. После малыш закрывает глаза или отворачивается, а взрослый убирает один объект. Что же пропало? Ребенок должен это выяснить и проговорить название.
🌿Нос-ухо-глаз. Можно проводить с одним ребенком и компанией. Взрослый называет «нос», «ухо» или «глаз» и показывает что-то одно на своем лице. Задача ведущего – запутать детей, можно назвать «глаз», но показать на ухо, и наоборот. Ребята должны выявить и исправить ошибку, показывая или называя слово верно.
🌿Поиск героев. Необходимо расположить перед ребенком рисунок, на котором спрятаны разные мультипликационные герои. Желательно, чтобы он хорошо знал и любил их, это повысит интерес. Поставленная задача – найти персонажей и либо указать на них пальцем, либо обвести карандашом. Если ребенок затрудняется, можно немного помочь ему.

📍Для 3-5 лет
К этому возрасту у детей уже должен расшириться в памяти запас понятий и слов. Упражнения можно усложнять, к старым добавлять новые.

🌿Места предметов. В общих чертах эта игра похожа на упражнение для более маленьких детей, но задача в ней гораздо сложнее. Проводить можно с одним ребенком и компанией. Взрослый должен выбрать от 5 до 10 предметов и разложить рядом друг с другом, прикрыв простыней. Снимая ткань на 10 секунд, попросите малышей внимательно рассмотреть и запомнить объекты, которые там находятся. После накрытия спросите ребят об этом. Чем больше вещей они запомнили – тем лучше.
Повторно покажите ряд игрушек, но уже, чтобы запомнить последовательность, в которой они лежали. Для усложнения задачи можно поменять местами два предмета и спросить, что же изменилось. Также возможны такие вопросы, как: «Какого цвета каждый из объектов?», «По каким группам вы можете их разделить?», «Что их объединяет?».
🌿Пять движений. Данная игра больше подходит для проведения в компании детей. Взрослый должен показать пять движений в определенной последовательности, называя при этом их порядковый номер. Допустим, что поднять руки вверх – это два, а положить кисти на колени – пять. После попросите детей повторить движения в указанном порядке, который они должны были запомнить. Для усложнения задачи можно показать одно действие, называя номер другого, и посмотреть, исправит ли его кто-нибудь.
🌿Что нового? Данная игра проводится в компании детей. Взрослый рисует на большом холсте или доске любую геометрическую фигуру. Задача малышей – подходить по очереди и дорисовывать разные детали, которые, по их мнению, дополнят картину. После того, как все ребята по одному разу подошли к доске, они должны встать в ряд и рассказать все, что изменилось за этот «раунд». Далее игра продолжается, а сложность – увеличивается.
🌿Летает, не летает. Игру можно проводить с одним ребенком и компанией. Взрослый называет предмет или существо и поднимает руки, если оно летает, или опускает, если нет. Ребенок делает то же самое, но предупредите его, что необходимо не повторять за вами, а мыслить самостоятельно, так как вы можете перехитрить.
🌿Чей дом? Найдите в интернете или нарисуйте картинку с несколькими животными, например, от 5 до 8, и их домиками, которые должны соединять линии. Попросите малыша определить, где находится дом каждого зверька, не проводя по линиям ни пальцем, ни карандашом. Если он не справляется с задачей, разрешите пару раз воспользоваться вспомогательными средствами, после чего вернитесь к изначальной версии упражнения.
🌿Мозаичный узор. Подготовьте картинку с любой формой, например, цифру, силуэт животного или букву, и дайте ребенку ее изучить. После этого попросите выложить из мозаики изображение. Для усложнения упражнения можно убрать образец, чтобы малыш всё делал по памяти.

📍Для 5-6 лет
Игры должны быть ещё сложнее, поскольку ребенку нужно соответствовать нормам развития. Детей необходимо понемногу готовить к школе, освоению новых сфер знаний. Можно использовать такие занятия:

🌿Съедобное-несъедобное. Игра с одним ребенком или компанией. Поставьте детей полукругом, а сами расположитесь в центре, держа в руках мяч. Произносите слова, обозначающие объекты, предметы или еду, и бросайте его ребятам по очереди. Если назвали что-то несъедобное, они должны оттолкнуть или пропустить мяч, а если съедобное – поймать.
🌿Фотограф. Данная игра проводится детьми самостоятельно, без активного участия взрослого. Они должны выбрать одного фотографа, то есть «водящего» игрока. Остальные дети встают в ряд и принимают различные позы. После этого водящий выходит из комнаты либо отворачивается и закрывает глаза на полминуты. Задача остальных ребят – поменяться местами и выбрать другие позиции, чтобы фотограф распознал это и вернул их в изначальное положение.
🌿Смешанный лес. Эта игра – усложненная версия упражнения с поиском героев мультфильма. Здесь ребенку дается картинка, на которой изображены «особые» деревья среди обычных. Например, береза, маленькая елка или сосна. Ему необходимо найти их.

✅На развитие контроля над импульсивными действиями

Такие занятия не направлены на то, чтобы сделать ребенка спокойнее. Но они помогут предотвратить появление приступов агрессии, спонтанного поведения. Также необходимо менять игры в зависимости от возраста.

📍До 3 лет
Начинать занятия стоит с малышами как можно раньше. Однако нужно учитывать предпочтения конкретного ребенка. Рассмотрим возможные игры:

🌿Руки-ноги. Ребенка необходимо поставить напротив себя, чтобы показать технику движений на своем примере. Для этого начинайте совершать прыжки вверх, одновременно сводя и разводя руки и ноги. То есть, в тот прыжок, когда вы разводите ноги, соедините руки сверху над головой, и наоборот. Повторите упражнение несколько раз, чтобы не переутомить малыша.
🌿Носочки-ладошки. Посадите ребенка на пол, чтобы он оперся спиной о стену. Попросите его согнуть руки в локтях, а раскрытые ладони оставить на уровне плеч, перпендикулярно полу. Далее следует совершать движения кистями и носками. Например, одновременно отвести в сторону носочек правой ноги и ладонь или, напротив, правой ноги и левой руки.

📍От 3 до 5 лет
В этом возрасте эффективны занятия в команде. Полезной будет игра «Считалки-догонялки». Для нее понадобится компания детей, от 3 до 10 человек. Активное участие взрослого не требуется. Необходимо будет выбрать одного ведущего, который встанет посередине. Остальные должны выстроиться в ряд перед ним.

Далее ведущий проговаривает стишок, поочередно указывая пальцем на остальных участников, как бы пересчитывая их: «Мы – веселые ребята, любим бегать и играть, никого не обижать. Ну, попробуй нас догнать!». Тот малыш, на которого покажут, становится новым ведущим и догоняет остальных. Последний пойманный ребенок перенимает главную роль, и считалка начинается заново, уже от его лица.

📍От 5 до 6 лет
Развитию контроля над действиями хорошо помогает игра «Речка-берег». Для нее подойдет участие одного ребенка или нескольких, вплоть до целой компании.

Взрослый должен обозначить, что одна сторона, допустим, справа от них – это речка, а слева – берег, и в зависимости от названного слова детям нужно прыгать в обозначенные места. Далее можно начинать саму игру.

По ходу упражнения разрешается немного схитрить, например, множество раз подряд называть «Речка» и «Берег» поочередно, а после – вразброс, чтобы дети запутались и поняли, что внимание нужно обращать на слово, а не на привычку. Это особенно помогает ребятам, испытывающим трудности с переключением.

✅На развитие дисциплинированности

Игры помогут научить находиться некоторое время в одной позе, сидеть нужный период за столом, планировать действия. Это особенно важно для детей, которые ходят в детский сад, посещают групповые занятия.

📍До 3 лет

Можно поиграть во «Флажок». Занятие подойдет для одного ребёнка или компании.

Включите любую музыку, но лучше отдать предпочтение ритмичной. Попросите детей начать произвольно двигаться в такт мелодии. Они могут маршировать или танцевать. После того как взрослый поднимет руку с флажком, музыка выключается, и все ребята должны быстро среагировать и «застыть» в той позе, в которой они были во время звучания песни. Простояв так несколько секунд, дети начинают снова двигаться с включением музыки.

📍От 3 до 5 лет

Подойдет игра «Запрещенное движение» с компанией детей возрастом минимум 3 года. Для занятия включите любую музыку, но лучше отдать предпочтение веселой и ритмичной. Активное участие взрослого необязательно.

Поставьте малышей полукругом или кругом, в центре должен находиться ведущий. Он придумывает запретное движение, которое нельзя использовать, и включает его в список того, что он покажет остальным ребятам. Затем участники повторяют данные действия, убирая запретное. Кто первый ошибся, встает на место ведущего. Игра начинается заново.

Также можно поиграть в «Иголку и нитку». Развлечение подойдет для компании детей 3-4 или 3-5 лет.

Включите любую музыку, но лучше отдать предпочтение веселой. Активное участие взрослого необязательно. Водящий выбирается из ребят, он будет «иголкой», а все остальные – «ниткой». Все дети встают в ряд. Далее они должны двигаться вслед за «иголкой», которая стоит впереди всех, огибая различные преграды. Например, стулья или специальные предметы.

📍От 5 до 6 лет

Игры должны быть сложнее, но не менее интересные. Для дошкольников подойдут такие:

🌿Дракон кусает свой хвост. Для проведения в компании детей. Активное участие взрослого не требуется. Ребята должны встать в ряд друг за другом, взяв впереди стоящего за бока. Первому малышу отдается роль головы, а последнему – хвоста. Голове следует бегать и вести за собой остальных детей, и при этом пытаться догнать «хвост», который от нее уворачивается. Когда он будет пойман, дети продвигаются вперед, то есть ребенок, стоящий вначале, встает в конец и так далее.

🌿Мама-робот. Попросите своего малыша научить вас тому, что он хорошо умеет, чем интересуется. Но при объяснении должны использоваться только слова, без действий. А задача взрослого – сделать в точности то, что ему говорят, не подыгрывая.

Например, если ребенок произносит, что для заваривания чая достаточно положить в кружку пакетик и налить воды, сделайте точно так. Возьмите обычный бытовой мешочек, поместите его в стакан и залейте водой из-под крана. Когда малыш поймет, что что-то здесь не так, попросите его объяснить подробнее, не забывая про детали. Это поможет понимать и видеть плоды своего планирования.

Если в семье есть ребенок с особенностями развития, возрастные границы игр будут сдвигаться.
Подберите ту игру, которая больше всего заинтересует вашего ребенка и подойдет ему по уровню развития и темпераменту.

И играйте!Играйте бОльше и чаще!
Посмотрите,ваш ребенок будет вам благодарен за это!

АНО «Родник» реализует проект «Особенные семьи» при поддержке Департамент внутренней политики Севастополя.

asmy

Recent Posts

Рисуем подсолнухи.

Лето подходит к своему завершению,а мы продолжаем наши мастер-классы для родителей,воспитывающих детей с особенностями развития.…

2 дня ago

Занятия Бочча для детей с ДЦП.

Бочча – это адаптивная спортивная игра, которая может быть полезна для детей с ДЦП, так…

5 дней ago

Мастер-класс для особенных родителей по изобразительному искусству.

🌼Мастер-класс для особенных родителей по изобразительному искусству. Наши мастер-классы-это всегда про настроение! Нам нравится,когда это…

1 неделя ago

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.

📍КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ. Известно, что больший процент информации…

1 неделя ago

Тренинги с биологической обратной связью для родителей особенных детей.

Тренинги с биологической обратной связью для родителей особенных детей. В рамках проекта »Особенные семьи»,который реализует…

2 недели ago

Семинар-практикум в Торгово-Промышленной палате Севастополя.

Сегодня в Севастопольская торгово-промышленная палата в рамках реализации проекта «Особенные семьи» при поддержке Департамент внутренней…

2 недели ago