Коррекционные занятия с детьми, имеющими нарушения зрения, являются важной частью их развития, направленной на компенсацию утраченных функций и развитие оставшихся. У таких детей часто активизируются другие каналы восприятия, такие как слуховой, осязательный и кинестетический. Применение этих каналов позволяет ребенку адаптироваться к окружающему миру и развивать необходимые навыки для самостоятельной жизни.
У детей с нарушениями зрения слух становится основным каналом восприятия окружающего мира. Слуховая информация играет ключевую роль в ориентации ребенка в пространстве, восприятии звуковых сигналов, речи и других звуковых объектов. Коррекционные занятия с детьми, имеющими слепоту или слабое зрение, часто включают развитие слухового восприятия через игры, упражнения на различение звуков, повторение слов и ритмические игры. Это способствует развитию внимания, памяти и слухового восприятия.
🤏2. Осязательный (тактильный) канал
Осязание для слепого ребенка становится основным способом взаимодействия с объектами и окружающей средой. Коррекционные занятия часто включают тактильные игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, распознавание предметов по их форме, текстуре, температуре и т.д. Например, дети учат определять форму предмета с помощью рук, различать материалы, а также ориентироваться в пространстве с помощью тактильных меток (например, на полу, на мебели).
Кинестетика, или восприятие тела в пространстве, становится важным для слепого ребенка, так как он использует свои движения и ощущения для ориентации в пространстве. Занятия по развитию координации движений, физическая активность и тренировки на развитие чувства баланса и равновесия помогают ребенку лучше ориентироваться в мире. Важную роль здесь играют упражнения на развитие слухового и тактильного восприятия, которые помогают улучшить восприятие движений и пространственные ориентации.
Также важно развивать у детей обоняние и вкус, которые могут служить дополнительными источниками информации о внешнем мире. В коррекционных занятиях могут использоваться различные запахи и вкусы для обучения различению, например, запахов разных продуктов или природы.
1. Индивидуальный подход
Каждый ребенок с нарушениями зрения уникален, и программы коррекционных занятий разрабатываются с учетом уровня утраты зрения, возраста ребенка, его индивидуальных особенностей и потребностей.
2. Использование мультисенсорного подхода
Занятия для слепых детей должны учитывать использование нескольких каналов восприятия одновременно: слуха, осязания, кинестетики. Мультисенсорные занятия способствуют развитию нескольких навыков одновременно и укрепляют связи между различными областями мозга.
3. Развитие независимости и жизненных навыков
Одним из важных аспектов коррекционной работы является формирование у ребенка навыков, которые позволят ему вести независимую жизнь. Это могут быть навыки самообслуживания, ориентирование в пространстве, использование специальных средств (например, трости или тактильных меток).
4. Игровая форма занятий
Для детей младшего возраста занятия должны носить игровую форму, чтобы ребенок воспринимал их как развлечение и не уставал от тренировки. Важными становятся игры на развитие слухового восприятия (например, игры с различением звуков), на развитие памяти и внимания через тактильные и звуковые стимулы.
5. Роль учителей и специалистов
Важно, чтобы коррекционные занятия проводились квалифицированными педагогами, имеющими опыт работы с детьми с нарушениями зрения. Специалисты должны быть обучены методам эффективного использования различных каналов восприятия, а также в использовании специальных технологий и материалов (например, тактильных книг, звуковых пособий и т.д.).
• Развитие слуха: игры на различение источников звука, воспроизведение ритмов, распознавание звуков природы (птицы, дождь, ветер), упражнения на внимание (что изменилось в звуке?).
• Развитие осязания: распознавание предметов на ощупь, создание тактильных картинок, игры с различными текстурами.
• Кинестетика и ориентация в пространстве: тренировка с использованием трости или партнера для ориентации в пространстве, упражнения на баланс, плавание, занятия с использованием звуковых меток в комнате.
• Навыки самообслуживания: обучающие игры по одеванию, приготовлению пищи, уборке с использованием тактильных и звуковых подсказок.
Эти занятия помогают ребенку не только компенсировать недостаток зрительной информации, но и развивают его восприятие и моторные навыки, обеспечивая его более полноценное и независимое существование.
Благодарим нашего логопеда Анна Богатырева за изготовленные пособия для проведения индивидуальных занятий
Сегодня команда проекта приняла участие в |Х научно-экспертной конференции «Разумовские чтения-2025», которая проходила в Отель…
От развития межполушарного взаимодействия зависит успеваемость ребенка в школе, развитие памяти, мышления и внимания. Зачастую…
Сегодня 19 октября в день памяти апостола Фомы, митрополит Симферопольский и Крымский Тихон Митрополит Тихон…
В рамках сотрудничества с НКЦ «Технологии здоровья и реабилитации» ПРИОРИТЕТ Научно-клинический центр Симферополь проведены исследования,…
Сегодня наш мастер-класс по изобразительному искусству под руководством Тихон Синицын прохолил на морскую тематику. Семьи…