КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОВЗ

– это планируемый и особым образом организуемый педагогический процесс, направленный на системное исправление и реконструкцию индивидуальных познавательных качеств и недостатков поведения такого ребенка в сочетании с созданием условий для его личностного развития и адекватной интеграции в социум.

📍КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩУЮ
РАБОТУ С ДЕТЬМИ С ОВЗ не следует сводить к их обучению и тренировке в выполнении отдельных мыслительных операций и умственных действий на конкретном предметном материале. Поэтому коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ должна включать следующие НАПРАВЛЕНИЯ:

📍нормализацию и обогащение отношений ребенка с ОВЗ с окружающим миром, прежде всего с педагогами и детским коллективом;

📍разумно возможную компенсацию пробелов и недостатков в его общем развитии и стимулирование деятельности в той области, которую он любит, где может добиться хороших результатов;

📍восстановление положительных качеств личности, которые получили незначительную деформацию (девиации);

📍накопление социально-ценностного жизненного опыта, обогащение практической деятельности в различных сферах жизни.

📌ПРИНЦИПЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ.

📍ПРИНЦИП КОРРЕКЦИОННО-КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ, предлагающий построение образовательного процесса с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма ребенка с ОВЗ.
Организация образовательного процесс должна учитывать психофизиологические особенности ребенка (опираться и интенсивно использовать те качества, которые есть) и создавать условия для его возможного дальнейшего развития (восстанавливать и развивать те качества, которые отсутствуют).
📍
ПРИНЦИП СОЦИАЛЬНО-АДАПТИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ следует рассматривать не как самоцель, а как средство обеспечения максимально возможной самостоятельности и независимости ребенка.
📍ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ – преодолеть или значительно уменьшить «социальное выпадение», сформировать различные структуры социальной компетентности и психологическую подготовленность к жизни в окружающей социо-культурной среде.

📍ПРИНЦИП ОСОЗНАННОСТИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ предполагает создание условий для формирования у детей с ОВЗ осознания совершаемой ими мыслительной деятельности (развитие элементов рефлексии).
Осознанность мыслительной деятельности проявляется в возможности выразить словом или другим символом (графиком, схемой, моделью) не только ее результат, но и способы, с помощью которых этот результат был получен. Лишь осознанность мыслительного процесса обеспечивает его управляемость, контроль за ходом мысли, выявление и исправление ошибок, нарушений в протекании мыслительных операций и умственных действий.

📍ПРИНЦИП МАКСИМАЛЬНОГО РАЗНООБРАЗИЯ ИСПОЛЬЗУЕМОГО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО МАТЕРИАЛА. Обучение ребенка только на одном материале мало сказывается на мыслительной деятельности в целом. Поэтому интеллектуальные умения, сформированные в одной предметной области, могут не проявиться в других областях знаний.
Следовательно, для максимального развития интеллектуальных возможностей ребенка с ОВЗ на коррекционно-развивающих занятиях должны быть использованы разные виды учебного материала (понятия житейские и научные, усваиваемые школьниками в процессе обучения, а также пословицы, тексты басен, отрывки из литературных произведений и т.п.). Определенное содержание способствует развитию специфических мыслительных особенностей, а варьирование содержания помогает формированию умений мыслительной обработки разнообразного материала, с которым встретится ребенок и в обучении, и в других видах деятельности, и в повседневных ситуациях.

📍ПРИНЦИП ПЕРВООЧЕРЕДНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВНЫХ (БАЗОВЫХ) МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ И ВАЖНЕЙШИХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ, составляющих ядро любой познавательной деятельности. Это требует особого внимания при построении процесса обучения ребенка использованию основных мыслительных операций (анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей и т.п.).
Базовые мыслительные операции и интеллектуальные действия, являясь универсальными способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляют собой сложные целенаправленные акты мышления.
В частности, чтобы усилия педагогов приводили к максимальному результату, необходимо особое внимание обратить на развитие и коррекцию у младших школьников такого важного интеллектуального умения, как понимание. Для достижения этой цели необходимы коррекционно-развивающие задания, направленные на формирование умений проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз и текстов, выделять главные мысли в тексте.

📍ПРИНЦИП ПОСТЕПЕННОСТИ в осуществлении коррекционно-развивающей работы предполагает плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным. Каждый тип заданий и упражнений должен служить подготовкой для выполнения следующего, более сложного.

📍ПРИНЦИП ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ — это принцип означает, что не каждому ученику требуется проходить всю коррекционную программу — возможно исключение некоторых типов заданий или даже разделов и блоков, если те навыки и действия, которые с их помощью усваиваются, у данного школьника в достаточной степени сформированы.
С другой стороны, ученикам с ОВЗ, которым выявленные нарушения позволяют соответствовать возрастной норме психологического развития, коррекционно-развивающие занятия могут принести заметную пользу, обеспечивая умственную тренировку в выполнении отдельных операций и действий и способствуя большей скорости и легкости их выполнения, а также автоматизации выполнения некоторых из них.

📍ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА К КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ требуют при организации коррекционно-развивающих занятий опираться на предметно-практическую деятельность ребенка с ОВЗ.
В системе специального коррекционного образования широко распространена коллективная предметно-практическая деятельность детей под руководством педагога (работа в парах или группах), которая создает естественные условия (среду) для мотивированного речевого общения, постоянно воспроизводя потребность в таком общении. Общение, в свою очередь, развиваясь, способствует овладению языком во всех его функциональных составляющих, мыслительными операциями в различных ситуациях общения и социального взаимодействия.

Наши преподаватели:
Андрей Стрельцов
Анастасия Осипенко
Татьяна Никифорова
Андрей Белохвостов
Виктория Каменева
Людмила Буданова
Александр Виктория

️Источник:
МАОУ СОШ «Интеграция» Томского района
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ИНТЕГРАЦИЯ» ТОМСКОГО РАЙОНА.

uli

Recent Posts

Благодарность Лимаренко Евгении.

Мама особенного ребенка Кирилла Сысоева поблагодарила за оказанную материальную помощь.

18 часов ago

Премьера спектакля «Анастасия» в театре им.Б.Лавренева

Сегодня наши семьи посетили премьеру спектакля «Анастасия» Городской школы юного актера, реализованного при поддержке Президентский…

19 часов ago

Знакомство с методом оптической топографии в НКЦ»Технологии здоровья и реабилитации» КФУ им Вернадского

В рамках реализации проекта "Особенные семьи" при поддержке Департамент внутренней политики Севастополя наша организация продолжает…

2 дня ago

Помощь нашей особенной семье от воспитанников Севастопольской детской школы искусств.

Дорогие друзья! Севастопольская детская школа искусств провела благотворительную ярмарку, все собранные средства от которой пошли…

2 дня ago

Пленер на Тороповой даче для особенных семей.

Дорогие друзья! Сегодня мы провели замечательный день с нашими семьями на Тороповой даче! Эту прекрасную…

5 дней ago

Презентация проекта «Особенные семьи» в Свято-Владимирском соборе(усыпальница адмиралов).

Мы презентовали проект "Особенные семьи" , который реализует наша организация при поддержке Департамент внутренней политики…

7 дней ago