КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОВЗ

– это планируемый и особым образом организуемый педагогический процесс, направленный на системное исправление и реконструкцию индивидуальных познавательных качеств и недостатков поведения такого ребенка в сочетании с созданием условий для его личностного развития и адекватной интеграции в социум.

📍КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩУЮ
РАБОТУ С ДЕТЬМИ С ОВЗ не следует сводить к их обучению и тренировке в выполнении отдельных мыслительных операций и умственных действий на конкретном предметном материале. Поэтому коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ должна включать следующие НАПРАВЛЕНИЯ:

📍нормализацию и обогащение отношений ребенка с ОВЗ с окружающим миром, прежде всего с педагогами и детским коллективом;

📍разумно возможную компенсацию пробелов и недостатков в его общем развитии и стимулирование деятельности в той области, которую он любит, где может добиться хороших результатов;

📍восстановление положительных качеств личности, которые получили незначительную деформацию (девиации);

📍накопление социально-ценностного жизненного опыта, обогащение практической деятельности в различных сферах жизни.

📌ПРИНЦИПЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ.

📍ПРИНЦИП КОРРЕКЦИОННО-КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ, предлагающий построение образовательного процесса с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма ребенка с ОВЗ.
Организация образовательного процесс должна учитывать психофизиологические особенности ребенка (опираться и интенсивно использовать те качества, которые есть) и создавать условия для его возможного дальнейшего развития (восстанавливать и развивать те качества, которые отсутствуют).
📍
ПРИНЦИП СОЦИАЛЬНО-АДАПТИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ следует рассматривать не как самоцель, а как средство обеспечения максимально возможной самостоятельности и независимости ребенка.
📍ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ – преодолеть или значительно уменьшить «социальное выпадение», сформировать различные структуры социальной компетентности и психологическую подготовленность к жизни в окружающей социо-культурной среде.

📍ПРИНЦИП ОСОЗНАННОСТИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ предполагает создание условий для формирования у детей с ОВЗ осознания совершаемой ими мыслительной деятельности (развитие элементов рефлексии).
Осознанность мыслительной деятельности проявляется в возможности выразить словом или другим символом (графиком, схемой, моделью) не только ее результат, но и способы, с помощью которых этот результат был получен. Лишь осознанность мыслительного процесса обеспечивает его управляемость, контроль за ходом мысли, выявление и исправление ошибок, нарушений в протекании мыслительных операций и умственных действий.

📍ПРИНЦИП МАКСИМАЛЬНОГО РАЗНООБРАЗИЯ ИСПОЛЬЗУЕМОГО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО МАТЕРИАЛА. Обучение ребенка только на одном материале мало сказывается на мыслительной деятельности в целом. Поэтому интеллектуальные умения, сформированные в одной предметной области, могут не проявиться в других областях знаний.
Следовательно, для максимального развития интеллектуальных возможностей ребенка с ОВЗ на коррекционно-развивающих занятиях должны быть использованы разные виды учебного материала (понятия житейские и научные, усваиваемые школьниками в процессе обучения, а также пословицы, тексты басен, отрывки из литературных произведений и т.п.). Определенное содержание способствует развитию специфических мыслительных особенностей, а варьирование содержания помогает формированию умений мыслительной обработки разнообразного материала, с которым встретится ребенок и в обучении, и в других видах деятельности, и в повседневных ситуациях.

📍ПРИНЦИП ПЕРВООЧЕРЕДНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВНЫХ (БАЗОВЫХ) МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ И ВАЖНЕЙШИХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ, составляющих ядро любой познавательной деятельности. Это требует особого внимания при построении процесса обучения ребенка использованию основных мыслительных операций (анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей и т.п.).
Базовые мыслительные операции и интеллектуальные действия, являясь универсальными способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляют собой сложные целенаправленные акты мышления.
В частности, чтобы усилия педагогов приводили к максимальному результату, необходимо особое внимание обратить на развитие и коррекцию у младших школьников такого важного интеллектуального умения, как понимание. Для достижения этой цели необходимы коррекционно-развивающие задания, направленные на формирование умений проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз и текстов, выделять главные мысли в тексте.

📍ПРИНЦИП ПОСТЕПЕННОСТИ в осуществлении коррекционно-развивающей работы предполагает плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным. Каждый тип заданий и упражнений должен служить подготовкой для выполнения следующего, более сложного.

📍ПРИНЦИП ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ — это принцип означает, что не каждому ученику требуется проходить всю коррекционную программу — возможно исключение некоторых типов заданий или даже разделов и блоков, если те навыки и действия, которые с их помощью усваиваются, у данного школьника в достаточной степени сформированы.
С другой стороны, ученикам с ОВЗ, которым выявленные нарушения позволяют соответствовать возрастной норме психологического развития, коррекционно-развивающие занятия могут принести заметную пользу, обеспечивая умственную тренировку в выполнении отдельных операций и действий и способствуя большей скорости и легкости их выполнения, а также автоматизации выполнения некоторых из них.

📍ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА К КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ требуют при организации коррекционно-развивающих занятий опираться на предметно-практическую деятельность ребенка с ОВЗ.
В системе специального коррекционного образования широко распространена коллективная предметно-практическая деятельность детей под руководством педагога (работа в парах или группах), которая создает естественные условия (среду) для мотивированного речевого общения, постоянно воспроизводя потребность в таком общении. Общение, в свою очередь, развиваясь, способствует овладению языком во всех его функциональных составляющих, мыслительными операциями в различных ситуациях общения и социального взаимодействия.

Наши преподаватели:
Андрей Стрельцов
Анастасия Осипенко
Татьяна Никифорова
Андрей Белохвостов
Виктория Каменева
Людмила Буданова
Александр Виктория

️Источник:
МАОУ СОШ «Интеграция» Томского района
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ИНТЕГРАЦИЯ» ТОМСКОГО РАЙОНА.

uli

Recent Posts

Тренируем спастические кисти рук у детей с ДЦП

Сегодня приступили к апробации тренажера-перчатки для реабилитации кистей рук,который мы приобрели,благодаря поддержки Фонда президентских грантов. Такой…

2 дня ago

Приглашаем всех на праздник,посвященный дню Матери

Дорогие друзья! Ждём всех и каждого на наше праздничное мероприятие,посвященное Дню Матери,которое состоится на нашей…

2 дня ago

Обучение и воспитание детей с ЗПР.

Задержка психического развития (ЗПР) — это состояния, при которых развитие психики в привычных для него…

3 дня ago

Тренажер-перчатка для реабилитации кисти рук.

Тренажер-перчатка для реабилитации кисти рук. 📍В рамках реализации проекта "Особенная семья" при поддержке Фонда президентских грантов наша…

3 дня ago

Повышение квалификации командой проекта в КФУ им В.И. Вернадского

🎓В рамках реализации проекта "Особенная семья" при поддержке Фонда президентских грантов, наша команда проходит повышение квалификации…

6 дней ago

Мастер-класс по изобразительному искусству.Рисуем осень.

Наш мастер-класс по изобразительному искусству под руководством Тихона Синицына сегодня проходил при максимальном аншлаге. Обычно составленных двух…

7 дней ago