📍Продолжение….
Центральное место в структуре познавательных способностей занимает способность создавать образы, отражающие свойства предметов, их общее строение, соотношение основных признаков или частей и ситуаций. Формирование познавательных включено в становление образных форм познания действительности: восприятие, образную память, наглядно-образное мышление, воображение, т.е., в создание образного фундамента интеллекта.
К познавательным способностям относят сенсорные, интеллектуальные и творческие.
📌• Сенсорные связаны с восприятием ребенком предметов и их качеств, они составляют основу умственного развития. Сенсорные способности интенсивно формируются с 3–4 лет, в 5–6 лет интенсивно развивается нервная система, что позволяет детям быстро образовать условные рефлексы, относительную четкость системы пространственно-временных связей, развить торможение как физиологическую основу сдержанности и самодисциплины. В этот период резко возрастает роль второй сигнальной системы, а отсюда – безграничные возможности не только понимать окружающих, но и выражать свои чувства, отношения, желания. Сенсорные способности в старшем дошкольном возрасте отличаются развитием восприятия и различения объектов; осознанным использованием сенсорных эталонов как средства познания; развито анализ и синтезирование целостных объектов.
📌• Усвоение дошкольником эталонов ведет к возникновению идеальных образцов свойств предмета, которые обозначаются в слове. Дети знакомятся с разновидностями каждого свойства и систематизируют их, когда, например, овладевают представлениями о цветах спектра, фонемах родного языка, эталонах геометрических форм. Восприятие, связанное ранее исключительно с практическим действием, выделяется в самостоятельный процесс, перерастая в наблюдение, при этом выделяется большая точность различения цветов и звуков, а яркие впечатления способны оставить след на всю оставшуюся жизнь.
📌• Основу развития интеллектуальных способностей составляют действия наглядного моделирования: замещение, использование готовых моделей и построение модели на основе установления отношений между заместителем и замещаемым объектом. Мышление ребенка 3–4 лет конкретно, образно и эмоционально, а к 5–6 годам оно дискурсивно (собственно рассуждающее мышление), с зачатками логического рассуждения. Интеллектуальные способности в старшем дошкольном возрасте представлены развитием умения строить наглядные модели, схемы, чертежи; решать логические задачи; классифицировать объекты; выстраивать причинно-следственные связи; устанавливать математические отношения; выполнять действия в
о внутреннем плане.
📌• Творческие способности связаны с воображением и позволяют ребенку находить оригинальные способы и средства решения задач, придумать сказку или историю, создать замысел игры или рисунка. Творческие способности в старшем дошкольном возрасте представлены умением преобразовывать объекты окружающей действительности; создавать новый продукт; символизировать объекты и отношения между ними.
📌• Коммуникативные способности в старшем дошкольном возрасте представлены умением позитивно общаться (со сверстниками, взрослыми); различать ситуации общения (социальные и этические нормы); умением определять собственные цели и партнеров по общению; адекватно понимать состояния и поступки других людей; выбирать адекватные способы поведения в любой ситуации; предвосхищать возможности и результаты взаимодействия; преобразовывать ситуации с целью оптимизации общения с окружающими.
📌• Регуляторные способности в старшем дошкольном возрасте представлены умением сознательного выполнения правил; умением действовать в нормативной ситуации; сознательно удерживать себя от негативных проявлений; произвольностью поведения (способностью сосредоточиться и довести начатое дело до конца, умением организовать действия, если задание не очень нравится, но от работы каждого зависит общий успех); осознанным управлением процессом учебно-познавательной деятельности.
📌• Учебные способности (навыки) в старшем дошкольном возрасте представлены умением понимать суть задания; формулировать вопросы, направленные на понимание задания; перестроиться в связи с изменением содержания задания; умением обратиться за помощью, сформулировав сущность затруднения; умением комментировать свои действия, указывая на допущенные ошибки, исправляя их; перестроиться при неправильном выполнении задания, попробовав другие варианты; способностью производить действия контроля и оценки.
Обозначенные способности делают детей старшего дошкольного возраста необычайно восприимчивыми к творческим видам художественной и технической деятельности: изобразительному искусству, музыке, драме, хореографии, конструированию и моделированию.
❗Музыкальные, математические способности обычно проявляются рано, до 5 лет, когда активно развиваются слух и музыкальная память ребенка, а лингвистические или изобразительные несколько позже.
Продолжение следует…..
Мама особенного ребенка Кирилла Сысоева поблагодарила за оказанную материальную помощь.
Сегодня наши семьи посетили премьеру спектакля «Анастасия» Городской школы юного актера, реализованного при поддержке Президентский…
В рамках реализации проекта "Особенные семьи" при поддержке Департамент внутренней политики Севастополя наша организация продолжает…
Дорогие друзья! Севастопольская детская школа искусств провела благотворительную ярмарку, все собранные средства от которой пошли…
Дорогие друзья! Сегодня мы провели замечательный день с нашими семьями на Тороповой даче! Эту прекрасную…
Мы презентовали проект "Особенные семьи" , который реализует наша организация при поддержке Департамент внутренней политики…