📍Продолжение….
Центральное место в структуре познавательных способностей занимает способность создавать образы, отражающие свойства предметов, их общее строение, соотношение основных признаков или частей и ситуаций. Формирование познавательных включено в становление образных форм познания действительности: восприятие, образную память, наглядно-образное мышление, воображение, т.е., в создание образного фундамента интеллекта.
К познавательным способностям относят сенсорные, интеллектуальные и творческие.
📌• Сенсорные связаны с восприятием ребенком предметов и их качеств, они составляют основу умственного развития. Сенсорные способности интенсивно формируются с 3–4 лет, в 5–6 лет интенсивно развивается нервная система, что позволяет детям быстро образовать условные рефлексы, относительную четкость системы пространственно-временных связей, развить торможение как физиологическую основу сдержанности и самодисциплины. В этот период резко возрастает роль второй сигнальной системы, а отсюда – безграничные возможности не только понимать окружающих, но и выражать свои чувства, отношения, желания. Сенсорные способности в старшем дошкольном возрасте отличаются развитием восприятия и различения объектов; осознанным использованием сенсорных эталонов как средства познания; развито анализ и синтезирование целостных объектов.
📌• Усвоение дошкольником эталонов ведет к возникновению идеальных образцов свойств предмета, которые обозначаются в слове. Дети знакомятся с разновидностями каждого свойства и систематизируют их, когда, например, овладевают представлениями о цветах спектра, фонемах родного языка, эталонах геометрических форм. Восприятие, связанное ранее исключительно с практическим действием, выделяется в самостоятельный процесс, перерастая в наблюдение, при этом выделяется большая точность различения цветов и звуков, а яркие впечатления способны оставить след на всю оставшуюся жизнь.
📌• Основу развития интеллектуальных способностей составляют действия наглядного моделирования: замещение, использование готовых моделей и построение модели на основе установления отношений между заместителем и замещаемым объектом. Мышление ребенка 3–4 лет конкретно, образно и эмоционально, а к 5–6 годам оно дискурсивно (собственно рассуждающее мышление), с зачатками логического рассуждения. Интеллектуальные способности в старшем дошкольном возрасте представлены развитием умения строить наглядные модели, схемы, чертежи; решать логические задачи; классифицировать объекты; выстраивать причинно-следственные связи; устанавливать математические отношения; выполнять действия в
о внутреннем плане.
📌• Творческие способности связаны с воображением и позволяют ребенку находить оригинальные способы и средства решения задач, придумать сказку или историю, создать замысел игры или рисунка. Творческие способности в старшем дошкольном возрасте представлены умением преобразовывать объекты окружающей действительности; создавать новый продукт; символизировать объекты и отношения между ними.
📌• Коммуникативные способности в старшем дошкольном возрасте представлены умением позитивно общаться (со сверстниками, взрослыми); различать ситуации общения (социальные и этические нормы); умением определять собственные цели и партнеров по общению; адекватно понимать состояния и поступки других людей; выбирать адекватные способы поведения в любой ситуации; предвосхищать возможности и результаты взаимодействия; преобразовывать ситуации с целью оптимизации общения с окружающими.
📌• Регуляторные способности в старшем дошкольном возрасте представлены умением сознательного выполнения правил; умением действовать в нормативной ситуации; сознательно удерживать себя от негативных проявлений; произвольностью поведения (способностью сосредоточиться и довести начатое дело до конца, умением организовать действия, если задание не очень нравится, но от работы каждого зависит общий успех); осознанным управлением процессом учебно-познавательной деятельности.
📌• Учебные способности (навыки) в старшем дошкольном возрасте представлены умением понимать суть задания; формулировать вопросы, направленные на понимание задания; перестроиться в связи с изменением содержания задания; умением обратиться за помощью, сформулировав сущность затруднения; умением комментировать свои действия, указывая на допущенные ошибки, исправляя их; перестроиться при неправильном выполнении задания, попробовав другие варианты; способностью производить действия контроля и оценки.
Обозначенные способности делают детей старшего дошкольного возраста необычайно восприимчивыми к творческим видам художественной и технической деятельности: изобразительному искусству, музыке, драме, хореографии, конструированию и моделированию.
❗Музыкальные, математические способности обычно проявляются рано, до 5 лет, когда активно развиваются слух и музыкальная память ребенка, а лингвистические или изобразительные несколько позже.
Продолжение следует…..
Сегодня приступили к апробации тренажера-перчатки для реабилитации кистей рук,который мы приобрели,благодаря поддержки Фонда президентских грантов. Такой…
Дорогие друзья! Ждём всех и каждого на наше праздничное мероприятие,посвященное Дню Матери,которое состоится на нашей…
Задержка психического развития (ЗПР) — это состояния, при которых развитие психики в привычных для него…
Тренажер-перчатка для реабилитации кисти рук. 📍В рамках реализации проекта "Особенная семья" при поддержке Фонда президентских грантов наша…
🎓В рамках реализации проекта "Особенная семья" при поддержке Фонда президентских грантов, наша команда проходит повышение квалификации…
Наш мастер-класс по изобразительному искусству под руководством Тихона Синицына сегодня проходил при максимальном аншлаге. Обычно составленных двух…