Методы лечения речевых задержек, основанные на доказательной медицине
Современные родители, как правило, не готовы мириться с детским лепетом до 3-4 лет и если очевидно, что сверстники в развитии опережают собственное чадо, посещают невролога, логопеда и других специалистов. Речевые нарушения – не редкое явление, и в желании быстрее исправить ситуацию, в ход идут разные методы. Какие из них основаны на доказательной медицине? Что особенно популярно и имеет эффект?
Об этом рассказывает основатель сети специализированных логопедических центров «Детская академия речи», клинический психолог Анастасия Краминова.
Совершенно ясно, что с задержкой речевого развития нужно работать. Разобраться во многих вопросах помогают невролог и детский психиатр. Эти специалисты соберут анамнез, проведут необходимые обследования, зададут важные вопросы и, самое главное, определят причину, почему у ребенка возникли речевые нарушения. К основным относятся органические и педагогические причины.
📍Органические причины.
Речь о работе центральной нервной системы и организма в целом. Если, например, были серьезные сбои в перинатальном периоде, когда ребенок находился в утробе (травмы или заболевания) или постнатальном, в первые 6-12 месяцев ребенка (например, пневмония и лечение антибиотиками), то все это может проявиться дефицитами в изменении нервной системы. Даже некоторые препараты, которые употребляла будущая мама, могут своей токсичностью влиять на течение беременности. К научным причинам врачи также относят перинатальную гипоксию плода, которая выявляется в 3 триместре. Послужить толчком могут так называемые мозаичные части генетики, которые вдруг дебютировали в момент беременности и в дальнейшем сыграли свою роль при развитии речи.
📍Педагогические причины
Независимо от того, есть ли диагноз и заключение врача, статистика и исследования, накопленные годами дефектологами, логопедами, клиническими психологами и нейропсихологами говорит о том, что на задержку речи напрямую влияет педагогическая запущенность, а также неправильное прохождение онтогенеза. В первом случае с ребенком просто не занимаются той деятельностью, которая нужна ему по возрасту, поэтому у него не развито мышление, память, внимание и, соответственно, речь. Во втором случае ребенок не прошел или перескочил все необходимые этапы развития. В норме он сначала лежит, потом переворачивается, ползает, встает у опоры и идет ножками. Эти циклы развития мозга самым прямым образом связаны с двигательной активностью, и потом формируют дефициты, которые проявляются задержкой речи, эмоциональной неустойчивостью и другими синдромами.
❗Методы лечения речевых задержек
К любому лечению, и речевых задержек в том числе, важно подходить комплексно:
1. Медикаментозное лечение невролога или психиатра необходимо, если причина органическая и были перинатальные или постнатальные поражения. Конечно, при серьезных неврологических отклонениях, врачи назначают стандартный набор достаточно сильных препаратов. Но если явных органических поражений нет, узкие специалисты-неврологи, которые работают с речью и дефицитами, имеют более широкий спектр препаратов, которые могут помочь вместе с занятиями и физиотерапией.
2. Коррекционные специалисты – второй важный пункт лечения. Речь – это про развитие мозга в целом, а не какой-то его отдельной доли. Для полноценной работы его нужно развивать, восполнять дефициты, развивать все познавательные функции. Чтобы устранить нарушения, нужно подключать логопеда, дефектолога, а также нейропсихолога, чтобы восстановить межполушарные связи.
3. Доказательную базу имеют методики физиотерапевтического характера. К ним относятся транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС), транскраниальная микрополяризация (ТКМП), амплипульстерапия (СМТ-терапия), биоакустическая коррекция (БАК),БОС-терапия,ТОМАТИС-терапия, различные формы
электростимуляций.
Все эти методики имеют доказательную базу и их терапевтическое воздействие в комплексе с другими коррекционными методиками дают эффективный результат.
Родителей, конечно, расстраивает, что все результативные и дополнительные методы лечения требуют времени. Когда известна причина, помочь как можно быстрее становится проще. Но волшебной таблетки, которую все хотят получить, конечно, нет. Точно также как нельзя, к примеру, похудеть за 2 дня – нужно «сесть» на диету, заняться спортом, вести правильный образ жизни.
Работа с речевыми нарушениями длится от нескольких месяцев до нескольких лет. Но именно правильная комплексная стратегия позволяет избавиться от всех дефицитов, помочь ребенку правильно развиваться, чтобы в будущем не испытывать трудностей в общении, учебе и жизни.
Мама особенного ребенка Кирилла Сысоева поблагодарила за оказанную материальную помощь.
Сегодня наши семьи посетили премьеру спектакля «Анастасия» Городской школы юного актера, реализованного при поддержке Президентский…
В рамках реализации проекта "Особенные семьи" при поддержке Департамент внутренней политики Севастополя наша организация продолжает…
Дорогие друзья! Севастопольская детская школа искусств провела благотворительную ярмарку, все собранные средства от которой пошли…
Дорогие друзья! Сегодня мы провели замечательный день с нашими семьями на Тороповой даче! Эту прекрасную…
Мы презентовали проект "Особенные семьи" , который реализует наша организация при поддержке Департамент внутренней политики…