В пользе утренней зарядки или, например, суставной гимнастики никто не сомневается; а в последнее время особую популярность приобрела также нейрогимнастика для детей и взрослых. Специалисты обещают, что всего несколько упражнений, выполняемых ежедневно, помогут улучшить память, концентрацию внимания, самоконтроль и многое другое.
Мы выяснили, кому показаны нейроупражнения и как они работают, а также подобрали простые и эффективные комплексы для детей разного возраста.
📍Что такое нейрогимнастика?
Вопреки расхожему мнению, улучшить работу мозга одним только чтением или углублённым изучением точных наук не получится: нейропсихологи утверждают, что развитие межполушарных связей — ключевой момент в оптимизации мозговой деятельности. Именно на синхронизацию работы правого и левого полушария головного мозга были направлены упражнения, разработанные супругами Полом и Гейл Деннисон и названные «гимнастикой мозга».
Гимнастика мозга, или нейрогимнастика, — это комплекс простых движений, которые активизируют самые разнообразные умственные процессы. Известно, что правое полушарие мозга координирует работу левой половины тела, и наоборот; а передаёт сигналы из одного полушария в другое мозолистое тело, состоящее из миллионов нервных волокон.
Нейроупражнения подбираются таким образом, чтобы оба полушария «научились» работать согласованно — так человек лучше воспринимает информацию и выполняет любую умственную работу более продуктивно. В комплексе с дыхательной гимнастикой и другими видами упражнений такая «зарядка» для мозга даёт поразительный эффект:
-развивает речь и мышление;
-улучшает кровообращение;
-улучшает память и внимание;
-помогает устранить дислексию (трудности в обучении чтению) и дисграфию (трудности в обучении письму);
-повышает скорость обработки информации;
-развивает общую и мелкую моторику и т.д.
📍Зачем детям нужна нейрогимнастика?
Нейрогимнастика полезна не только детям, но и взрослым; однако наиболее эффективны нейроупражнения в возрасте до восьми лет — в этот период у детей активно формируются межполушарные связи и закладывается основа интеллекта. Поэтому уже с четырёх лет рекомендуется ежедневно выполнять несложные комплексы упражнений общей продолжительностью 5–10 минут, начиная с самых простых и постепенно усложняя движения.
Нейроупражнения активно применяются и в работе с детьми с различными нарушениями в развитии: по наблюдениям педагогов, занимающихся с детьми с ОВЗ, регулярные занятия помогают добиться положительной динамики в развитии речи, самоконтроля, ощущении собственного тела и пространства вокруг.
Нейрогимнастика не просто помогает дошколятам научиться контролировать своё тело и проявлять творческие способности, а школьникам — лучше справляться с учебной нагрузкой. Эти, казалось бы, простые упражнения имеют долгосрочный эффект: те ребята, которые регулярно выполняют нейроупражнения, повзрослев, смогут лучше справляться со стрессовыми ситуациями и быстрее осваивать новые технологии и виды деятельности.
📍Как понять, что ребёнку необходима нейрогимнастика?
Для начала занятий нейрогимнастикой не нужны особые показания: многие родители в профилактических целях включают нейроупражнения в ежедневный распорядок дня вместе с тем, как растёт нагрузка ребёнка при подготовке к школе или в начальных классах. К тому же современные дети зачастую ведут малоподвижный образ жизни и редко участвуют в активных дворовых играх, благодаря которым нейрокоррекция проходит самым естественным образом.
Но бывают и случаи, которые должны заставить родителей насторожиться и обратиться к детскому неврологу:
-ребёнок постоянно рассеян, испытывает трудности с концентрацией внимания;
-он быстро устаёт;
-у него проявляются признаки гиперактивности;
-он очень плохо запоминает новую информацию и испытывает сложности с освоением школьной программы;
-ребёнок плохо ориентируется в пространстве, не может запомнить дорогу домой, путает левую и правую стороны;
-он отстаёт от сверстников в развитии;
-испытывает сложности с социализацией и адаптацией в коллективе;
-у него плохо развита мелкая моторика — всё буквально валится из рук;
-он часто выходит из себя и испытывает сложности с выражением эмоций.
Если вы заметили у ребёнка один или несколько таких тревожных симптомов, после выяснения точной причины их появления специалист, вероятно, подберёт для вашего ребёнка оптимальный комплекс упражнений для нейропсихологической коррекции.
📍Комплекс гимнастики для развития памяти и мышления включает в себя несколько видов нейроупражнений; в зависимости от проблем, которые необходимо решить в процессе занятий, и возраста ребёнка могут добавляться разнообразные упражнения:
-дыхательные — снижают гиперактивность, помогают лучше управлять эмоциями;
-двигательные — помогают наладить синхронную работу обоих полушарий мозга, улучшают координацию, ориентацию в пространстве, навыки письма и чтения;
-глазодвигательные — развивают межполушарное взаимодействие, облегчают восприятие информации во время учёбы;
растяжка — снимает напряжение, тонизирует и помогает подготовить руку к письму;
-для развития мелкой моторики — способствуют развитию интеллекта;
-артикуляционные — для детей с задержкой речевого развития;
-массаж и релаксация — для расслабления мышц и нервной системы, снятия гипертонуса.
📌АНО «Родник» реализует проект «Особенные семьи» при поддержке Департамент внутренней политики Севастополя
Мама особенного ребенка Кирилла Сысоева поблагодарила за оказанную материальную помощь.
Сегодня наши семьи посетили премьеру спектакля «Анастасия» Городской школы юного актера, реализованного при поддержке Президентский…
В рамках реализации проекта "Особенные семьи" при поддержке Департамент внутренней политики Севастополя наша организация продолжает…
Дорогие друзья! Севастопольская детская школа искусств провела благотворительную ярмарку, все собранные средства от которой пошли…
Дорогие друзья! Сегодня мы провели замечательный день с нашими семьями на Тороповой даче! Эту прекрасную…
Мы презентовали проект "Особенные семьи" , который реализует наша организация при поддержке Департамент внутренней политики…