📍Сенсорная алалия: как помочь ребёнку начать понимать речь?
Сенсорная алалия — это нарушение речевого развития, при котором у ребёнка сохранена слуховая функция, но отсутствует или крайне ограничено понимание речи. Это связано с недоразвитием зон головного мозга, ответственных за восприятие и обработку звуковой информации.
📌Цели коррекции сенсорной алалии:
развитие слухового восприятия и внимания,
формирование способности понимать обращённую к себе речь (активное понимание),
стимуляция активной речевой деятельности,
развитие фонематического слуха и связной речи.
🖌️Основные направления работы:
🌿Развитие слухового восприятия
🌿Упражнения на выделение звуков в окружающей среде (шумы, голоса, музыка).
Различение громкости, длительности, высоты звука.
🌿Ориентировка на голос взрослого, поворот головы, поиск источника звука.
🌿Формирование понимания речи
🌿Использование предметов, картинок, игрушек для обучения простым инструкциям.
🌿Связывание слов с конкретными действиями (например: «дай», «возьми», «иди»).
🌿Постепенный переход от понимания простых фраз к более сложным конструкциям.
🌿Активизация пассивного словаря
🌿Обогащение представлений через игры, наблюдение
🌿Называние знакомых предметов, действий, частей тела.
🌿Повторение слов за взрослым, использование игровой и звукоподражательной речи.
🌿Использование вспомогательных средств коммуникации (АДК)
🌿Введение карточек с изображениями (PECS), жестов, табличек для выражения потребностей.
🌿Подготовка ребёнка к осознанному использованию вербальной речи.
🌿Нейропсихологическая и сенсорная стимуляция
🌿Работа над развитием зрительного и тактильного восприятия.
🌿Тренировка памяти, внимания, координации движений.
🌿Массаж, музыкально-ритмические упражнения, сенсорные комнаты.
🌿Логопедические занятия
Индивидуальные занятия с логопедом помогают систематически развивать слуховое внимание, дифференциацию звуков, понимание и воспроизведение речи.
Постепенное введение простых слов, предложений, диалогических форм общения.
🕒 Чем раньше — тем эффективнее!
Как и при моторной алалии, ранняя диагностика и начало коррекционной работы играют ключевую роль. Чем раньше начать, тем выше шансы на формирование полноценной речевой системы.
АНО «Родник» реализует проект «Особенные семьи» при поддержке Департамент внутренней политики Севастополя .