📍НЕЙРОКОРРЕКЦИЯ.
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ.
Распространено мнение, что большинство нарушений функций нервной системы способно восстановиться самостоятельно или с помощью лекарств. Такое мнение ошибочно, и вот почему. Мозг – орган, который нуждается в тренировках. Бывает, что работа только с логопедом или дефектологом не дает результатов, а причина — недоразвитие определенных структур мозга. Когда мы начинаем работать в комплексе: невролог + логопед + нейропсихолог, развитие ребенка быстро приходит в норму.
Наилучший результат мы получаем, когда с ребенком работают специалисты в комплексе, потому что тогда они имеют возможность создать общую программу работы и «настроить» функции мозга в нужной последовательности. Например, сначала инструктор ЛФК вырабатывает у ребенка навыки координации и пространственные представления (лево/право, вверх/вниз), потом нейропсихолог работает с навыками саморегуляции и контроля, а следом логопед учит ребенка писать и произносить звуки. Пример несколько упрощенный, но показывает необходимую последовательность и готовность мозга к занятиям.
От общей координации движений и саморегуляции зависит, как будет ребенок писать, сможет ли сидеть за партой целый урок, будет ли совершать ошибки и менять буквы местами и т.д. Мы часто наблюдаем, что даже у детей, занимающихся спортом, есть нарушения моторного развития и координации. Причина этого лежит в особенностях ранних этапов развития ребенка и скорректировать работу этих зон мозга занятия спортом не в силах.
Комплексный подход, который мы практикуем, учитывает, что ребенок проходит этапы психомоторного (то есть психологического и двигательного) развития в определенной последовательности. Значит, и активизировать функции мозга нужно в такой же последовательности. Эти законы физиологии знают наши неврологи, нейропсихологии и логопеды.
Это примерно, как разучивание звуков: сначала ребенок узнает звук, потом складывает из него слоги («ма-ма»), а следом предложения. Этот процесс может быть незаметен, когда ребенок начинает повторять словосочетания, но если бы он заранее не научился узнавать звук, у него бы не получилось повторить слово.
Занятия с нейропсихологом построены на принципах онтогенеза и классических подходов нейропсихологии. В лечении нарушений развития и поведения мы отдаем предпочтение двигательным методам, которые не имеют противопоказаний и активизируют все умственные и психические функции.
📌Классический курс нейрокоррекции включает несколько этапов:
✍Психомоторная коррекция
Специальные упражнения активизируют зоны мозга в той же последовательности, в которой они развиваются во время родов и в период раннего развития. Мы восполняем тот сбой в программе, который произошел в раннем детстве. Таким образом, мы формируем новые нейронные связи и запускаем процесс правильного развития всех функций.
Упражнения запускают такие функции, как эмоции, восприятие, память, саморегуляция, то есть создают базу для формирования навыков речи, письма, чтения, логики, коммуникации и др. Для достижения максимального эффекта дома необходимо повторять упражнения ежедневно. Выполнять их нужно четко и последовательно, совместно с ребенком, так как сам он их правильно не выполнит, и эффекта не последует.
Важно, что нейрокоррекция не заменяет физическую нагрузку на занятиях ЛФК, цель которых — развитие координации, равновесия, мышечной силы и выносливости, укрепление мышцы спины, улучшение тонуса. В совокупности занятия ЛФК и нейрокоррекция дают более быстрый, выраженный и устойчивый результат.
Правильность выполнения упражнений по растяжке, дыханию, самомассажу, релаксации на этом этапе очень важна, ведь это закладывает основу для формирования необходимых навыков на следующем этапе.
С виду упражнения могут показаться простыми, но их механизм основан на физиологическом развитии мозга. Приведем пример механизма глазодвигательных упражнений. В мозге многие процессы тесно связаны: ядра черепных нервов (глазодвигательных, языковых) находятся в центрах, отвечающих за энергию в мозге. У многих детей эти структуры к моменту родов не созревают, и ребенок не способен на 100% освоить навыки письма, чтения, не может регулировать свои движения и действия. Упражнения с глазами и языком повышают энергетический потенциал мозга, давая ему больше сил для коррекции функций.
При прекращении занятий на этом этапе или значительных перерывах следующий этап не даст нужных результат.
✍Коррекция когнитивных функций
На базе развитых процессов работы головного мозга мы начинаем формировать («воссоздавать») конкретные когнитивные функции, которые нарушены. Эти занятия уже включают специальные задания, игры и тренажеры. В Клинике неврологии мы используем более 200 различных пособий и материалов.
Развитие эмоционально-волевой сферы
Финальная стадия, которая развивает у ребенка навыки коммуникации, учит правильно реагировать на эмоции и понимать, что он чувствует. Нейропсихолог продолжает работать с навыками регуляции поведения и эмоционального состояния. Этот этап индивидуален у каждого ребенка.
При наличии комплексных нарушений нейропсихологическая коррекция сочетается занятиями с психологом, логопедом, инструктором лечебной физкультуры.
К сожалению, сегодня большинство детей имеют факторы риска и заболевания, которые нарушают работу нервной системы. Мы видим много детей с речевыми нарушениями, сосудистыми заболеваниями, сниженным иммунитетом, болезнями ЖКТ, повышенной возбудимостью, осложнениями, полученными во время беременности и родов, при рождении с помощь ЭКО, проблемами при обучении, неврозами, тиками и энурезом. К этому всему стоит прибавить огромные нагрузки в школе, спорное влияние гаджетов на здоровье и развитие. Эти и многие другие проблемы мешают ребенку реализовать все его таланты и возможности.
Курс нейрокоррекции основан на стимулировании естественных ресурсов ребенка , помогает восполнить пробелы в развитии мозга и помочь ребенку стать успешным, а родителям спокойными за его будущее.
✍Мозжечковая стимуляция обязательно входит в нейропсихологические программы при:
🚩нарушениях психомоторного развития (моторная неловкость, неуклюжесть, нарушения координации)
🚩нарушениях памяти и внимания
🚩задержках речевого и психического развития
🚩заикании, логоневрозе, запинках в речи, тиках, навязчивых движениях
🚩гиперактивности, неусидчивости или медлительности
🚩несформированности пространственных представлений (не знает, где лево или право)
🚩быстрой утомляемости и низкой работоспособности
🚩проблемах при письме, чтении и счете.
Мозжечковая стимуляция проводится с использованием баланс-оборудования, доски Бильгоу или БОС-тренажера.
Занятия по нейрокоррекции с использованием мозжечковой стимуляции на БОС-тренажере «Стабилоплатформа».
Все эти принципы работы используют преподаватели нашего Центра во время проведения индивидуальных занятий с нашими особенными воспитанниками.
🇷🇺АНО «Родник» реализует проект «Особенные семьи» при поддержке Департамент внутренней политики Севастополя.