Как известно, игра является ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Опора на игровую деятельность, игровые формы, приемы – это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности. Игротерапия – способ коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений, развития навыков коммуникации у детей с ОВЗ. Игровые занятия способствуют снятию эмоционального и мышечного напряжения, снижению импульсивности и тревоги, развитию навыков взаимодействия детей друг с другом, развитию внимания, восприятия, речи, воображения, общей и мелкой моторики, координации движений.
Игротерапия представляет уникальный опыт для социального и психического развития ребенка, открывая ему возможность для вступления в личную связь с взрослым – психологом, педагогом, родителями. Игровая деятельность активизирует формирование произвольности психических процессов, способствует развитию умственной деятельности и воображения, переходу ребенка к мышлению в плане представлений, развитию функций речи, совершенствованию опорно-двигательной и волевой активности.
Таким образом, игровая терапия является особым способом взаимодействия с ребёнком, целью которого является возможность ему самому оценивать своё поведение, понять свой творческий потенциал. С помощью данной терапии происходит раскрытие ребенка и установление его контакта с окружающим миром. В современном мире, всё большее распространение получаеттенденция готовности общества сделать всёвозможное, чтобы создать условия для нормальной жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья, преодолеть стереотипные представления о детях с особыми потребностями как «вынужденную нагрузку» на социум. Включение детей, имеющих проблемы с физическим здоровьем в социокультурную среду своей страны с целью их духовно-творческого развития, для ощущения себя полноправными членами общества, а не изгоями –задача не только родителей и медицинских работников, но и социальных педагогов, психологов, творческих работников, реабилитационно-педагогических центров и культурно-досуговых учреждений.
Начало игротерапии – это полное принятие индивидуальности ребёнка. Уважайте его желания, не заставляйте его играть насильно, сделайте так, чтобы игра приносила радость. Дозируйте эмоциональную нагрузку на ребёнка, наблюдайте за его самочувствием.
Перед тем как заняться игротерапией, обратите внимание на вашу семейную ситуацию и взаимоотношения с ребёнком. Серьёзные конфликты и неблагополучное состояние самих родителей – главный фактор, препятствующий решению психологических проблем у детей.
Практические приемы игротерапии
Начинать игровые занятия с ребёнком можно с игр, направленных на улучшение общего психологического самочувствия. Посмотрим, в чём могут помочь эти игры:
— обеспечить эмоциональную разрядку;
— снять накопившееся нервное напряжение и зарядить детей и взрослых очередной порцией жизнерадостности и оптимизма;
— уменьшить страх неожиданного воздействия, нападения, наказания, темноты, замкнутого пространства, одиночества;
— улучшить гибкость в поведении и способность быстро принимать решения;
— освоить групповые правила поведения;
— наладить контакт между родителями и детьми;
— развить ловкость и координацию движений.