📍 – это набор способностей, при помощи которых человек познает явления окружающего его мира.
Существует мнение, что совокупность всех этих элементов и называется интеллектом. Эта сфера состоит из следующих компонентов: восприятие, ощущения, внимание, воображение, память, мышление.
📍Познавательные способности – это способности познания окружающего мира.
Основой формирования и развития познавательной способности является познавательная деятельность. Познавательные (когнитивные) способности включают в себя: сенсорные, интеллектуальные и творческие.
В качестве основных компонентов познавательных способностей выступают прогнозирование, восприятие, мышление, память. Другие отнесены к вспомогательным – ощущение, представление, воображение, психомоторные. Выделяются два типа познавательных способностей – невербальные и вербальные.
Главной основой формирования и развития познавательной способности является познавательная деятельность. Познавательные способности включают в себя сенсорные (восприятие), интеллектуальные (мышление и память) и творческие способности (воображение).
Рассмотрим подробнее познавательные способности:
• 🖍Сенсорные способности по своей природе связаны, прежде всего, с восприятием предметов и их качеств, они составляют основу умственного развития детей, когда, например, на основе образов восприятия — первой ступени познания мира, строятся память, мышление и воображение. Сенсорные способности интенсивно развиваются с 3 – 4 лет.
• 🖍Интеллектуальные способности (мышление и память) обеспечивают овладение знаниями, сущностью предметов и явлений окружающего мира.
• 🖍 Творческие способности связаны с воображением, и позволяют найти оригинальные способы средства решения возникающих задач .
Эти способности по своей природе относятся к ориентировочным действиям, формируясь и проявляясь в деятельности. Специфические особенности деятельности определяют особенности познавательных способностей и приводят к формированию специальных способностей (когнитивных, творческих, интеллектуальных). Достигнутый уровень развития познавательных способностей определяет степень успешной деятельности.
Конференции
📌ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Для развития познавательных способностей детей, в первую очередь необходимо выделить определение познавательных способностей.
Познавательные способности – это способности познания окружающего мира. Основой формирования и развития познавательной способности является познавательная деятельность. Познавательные (когнитивные) способности включают в себя: сенсорные, интеллектуальные и творческие.
В качестве основных компонентов познавательных способностей выступают прогнозирование, восприятие, мышление, память.
Другие отнесены к вспомогательным:
– ощущение, представление, воображение, психомоторные.
Выделяются два типа познавательных способностей – невербальные и вербальные.
Главной основой формирования и развития познавательной способности является познавательная деятельность. Познавательные способности включают в себя сенсорные (восприятие), интеллектуальные (мышление и память) и творческие способности (воображение).
Рассмотрим подробнее познавательные способности:
• 🖍Сенсорные способности по своей природе связаны, прежде всего, с восприятием предметов и их качеств, они составляют основу умственного развития детей, когда, например, на основе образов восприятия — первой ступени познания мира, строятся память, мышление и воображение. Сенсорные способности интенсивно развиваются с 3 – 4 лет.
• 🖍Интеллектуальные способности (мышление и память) обеспечивают овладение знаниями, сущностью предметов и явлений окружающего мира.
• 🖍Творческие способности связаны с воображением, и позволяют найти оригинальные способы средства решения возникающих задач [8].
Эти способности по своей природе относятся к ориентировочным действиям, формируясь и проявляясь в деятельности. Специфические особенности деятельности определяют особенности познавательных способностей и приводят к формированию специальных способностей (когнитивных, творческих, интеллектуальных). Достигнутый уровень развития познавательных способностей определяет степень успешной деятельности.
Способности начинают развиваться с рождения человека, развиваясь все время в стимулирующей именно их развитие деятельности.
Уже в раннем возрасте у детей можно заметить самое первое проявление способностей — склонность к какому-либо виду деятельности.
🌿В старшем дошкольном возрасте специфические (социальные) способности формируются под воздействием исторического и общественного влияния и обеспечивают жизнь и развитие ребенка в социальной среде. В основе этих способностей лежат практические, теоретические, творческие и учебные знания, логика и пользование речью.
Специфические специальные способности определяют успехи ребенка в определенных видах деятельности.
🌿 Для дошкольного периода характерны такие специфические способности, как:
-художественные — декоративно-прикладные и изобразительные (склонность к лепке, рисованию, поделкам, черчению);
-театрально-речевые (склонность к подражанию и выступлению, способность договариваться и увлекать других детей);
-музыкальные (склонность к сочинению музыки, запоминанию и воспроизведению мелодий); -логико-математические (склонность к запоминанию математических символов и выполнению математических вычислений); -технические (проявление интереса к механизмам).
Любая специальная способность включает основные составляющие: определенный уровень развития познавательных процессов, технических умений, а также эмоциональной отзывчивости и восприимчивости. Причем последнее в художественных способностях выступает на первый план.
Включение в многообразные виды деятельности – игру, конструирование, труд и др., носящие совместный, коллективный характер, создают в старшем дошкольном возрасте условия для проявления и развития практических способностей:
– организаторских, -конструктивно-технических: -пространственное видение, -пространственное воображение, -умение представлять предмет в целом и его части по плану, чертежу, схеме, описанию,
-умение самостоятельно формулировать замысел, отличающийся оригинальностью.
Практические способности следующие:
• 🖍Конструктивно-технические – представление предмета в целом и по частям. Развивающими средствами таких способностей выступают конструкторы, модульные и технические игрушки.
• 🖍Организаторские – ведущая роль отводится общению (взаимодействие со сверстниками и взрослыми людьми).
🌿Старший дошкольный возраст сенситивен для формирования познавательных способностей (возраст «почемучек»). Взрослые, удовлетворяющие эту потребность ребенка, формируют познавательные способности, не удовлетворяющие, напротив, притупляют, а те взрослые, которые создают условия для творческого поиска и самостоятельного ответа ребенка на им же заданный вопрос, делают нечто большее – они стимулируют познавательную активность детей.
Продолжение следует……
В пользе утренней зарядки или, например, суставной гимнастики никто не сомневается; а в последнее время…
Мама особенного ребенка Кирилла Сысоева поблагодарила за оказанную материальную помощь.
Сегодня наши семьи посетили премьеру спектакля «Анастасия» Городской школы юного актера, реализованного при поддержке Президентский…
В рамках реализации проекта "Особенные семьи" при поддержке Департамент внутренней политики Севастополя наша организация продолжает…
Дорогие друзья! Севастопольская детская школа искусств провела благотворительную ярмарку, все собранные средства от которой пошли…
Дорогие друзья! Сегодня мы провели замечательный день с нашими семьями на Тороповой даче! Эту прекрасную…