📍 – это набор способностей, при помощи которых человек познает явления окружающего его мира.
Существует мнение, что совокупность всех этих элементов и называется интеллектом. Эта сфера состоит из следующих компонентов: восприятие, ощущения, внимание, воображение, память, мышление.
📍Познавательные способности – это способности познания окружающего мира.
Основой формирования и развития познавательной способности является познавательная деятельность. Познавательные (когнитивные) способности включают в себя: сенсорные, интеллектуальные и творческие.
В качестве основных компонентов познавательных способностей выступают прогнозирование, восприятие, мышление, память. Другие отнесены к вспомогательным – ощущение, представление, воображение, психомоторные. Выделяются два типа познавательных способностей – невербальные и вербальные.
Главной основой формирования и развития познавательной способности является познавательная деятельность. Познавательные способности включают в себя сенсорные (восприятие), интеллектуальные (мышление и память) и творческие способности (воображение).
Рассмотрим подробнее познавательные способности:
• 🖍Сенсорные способности по своей природе связаны, прежде всего, с восприятием предметов и их качеств, они составляют основу умственного развития детей, когда, например, на основе образов восприятия — первой ступени познания мира, строятся память, мышление и воображение. Сенсорные способности интенсивно развиваются с 3 – 4 лет.
• 🖍Интеллектуальные способности (мышление и память) обеспечивают овладение знаниями, сущностью предметов и явлений окружающего мира.
• 🖍 Творческие способности связаны с воображением, и позволяют найти оригинальные способы средства решения возникающих задач .
Эти способности по своей природе относятся к ориентировочным действиям, формируясь и проявляясь в деятельности. Специфические особенности деятельности определяют особенности познавательных способностей и приводят к формированию специальных способностей (когнитивных, творческих, интеллектуальных). Достигнутый уровень развития познавательных способностей определяет степень успешной деятельности.
Конференции
📌ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Для развития познавательных способностей детей, в первую очередь необходимо выделить определение познавательных способностей.
Познавательные способности – это способности познания окружающего мира. Основой формирования и развития познавательной способности является познавательная деятельность. Познавательные (когнитивные) способности включают в себя: сенсорные, интеллектуальные и творческие.
В качестве основных компонентов познавательных способностей выступают прогнозирование, восприятие, мышление, память.
Другие отнесены к вспомогательным:
– ощущение, представление, воображение, психомоторные.
Выделяются два типа познавательных способностей – невербальные и вербальные.
Главной основой формирования и развития познавательной способности является познавательная деятельность. Познавательные способности включают в себя сенсорные (восприятие), интеллектуальные (мышление и память) и творческие способности (воображение).
Рассмотрим подробнее познавательные способности:
• 🖍Сенсорные способности по своей природе связаны, прежде всего, с восприятием предметов и их качеств, они составляют основу умственного развития детей, когда, например, на основе образов восприятия — первой ступени познания мира, строятся память, мышление и воображение. Сенсорные способности интенсивно развиваются с 3 – 4 лет.
• 🖍Интеллектуальные способности (мышление и память) обеспечивают овладение знаниями, сущностью предметов и явлений окружающего мира.
• 🖍Творческие способности связаны с воображением, и позволяют найти оригинальные способы средства решения возникающих задач [8].
Эти способности по своей природе относятся к ориентировочным действиям, формируясь и проявляясь в деятельности. Специфические особенности деятельности определяют особенности познавательных способностей и приводят к формированию специальных способностей (когнитивных, творческих, интеллектуальных). Достигнутый уровень развития познавательных способностей определяет степень успешной деятельности.
Способности начинают развиваться с рождения человека, развиваясь все время в стимулирующей именно их развитие деятельности.
Уже в раннем возрасте у детей можно заметить самое первое проявление способностей — склонность к какому-либо виду деятельности.
🌿В старшем дошкольном возрасте специфические (социальные) способности формируются под воздействием исторического и общественного влияния и обеспечивают жизнь и развитие ребенка в социальной среде. В основе этих способностей лежат практические, теоретические, творческие и учебные знания, логика и пользование речью.
Специфические специальные способности определяют успехи ребенка в определенных видах деятельности.
🌿 Для дошкольного периода характерны такие специфические способности, как:
-художественные — декоративно-прикладные и изобразительные (склонность к лепке, рисованию, поделкам, черчению);
-театрально-речевые (склонность к подражанию и выступлению, способность договариваться и увлекать других детей);
-музыкальные (склонность к сочинению музыки, запоминанию и воспроизведению мелодий); -логико-математические (склонность к запоминанию математических символов и выполнению математических вычислений); -технические (проявление интереса к механизмам).
Любая специальная способность включает основные составляющие: определенный уровень развития познавательных процессов, технических умений, а также эмоциональной отзывчивости и восприимчивости. Причем последнее в художественных способностях выступает на первый план.
Включение в многообразные виды деятельности – игру, конструирование, труд и др., носящие совместный, коллективный характер, создают в старшем дошкольном возрасте условия для проявления и развития практических способностей:
– организаторских, -конструктивно-технических: -пространственное видение, -пространственное воображение, -умение представлять предмет в целом и его части по плану, чертежу, схеме, описанию,
-умение самостоятельно формулировать замысел, отличающийся оригинальностью.
Практические способности следующие:
• 🖍Конструктивно-технические – представление предмета в целом и по частям. Развивающими средствами таких способностей выступают конструкторы, модульные и технические игрушки.
• 🖍Организаторские – ведущая роль отводится общению (взаимодействие со сверстниками и взрослыми людьми).
🌿Старший дошкольный возраст сенситивен для формирования познавательных способностей (возраст «почемучек»). Взрослые, удовлетворяющие эту потребность ребенка, формируют познавательные способности, не удовлетворяющие, напротив, притупляют, а те взрослые, которые создают условия для творческого поиска и самостоятельного ответа ребенка на им же заданный вопрос, делают нечто большее – они стимулируют познавательную активность детей.
Продолжение следует……