Дизартрия-сложное нарушение нейромоторного механизма речи. Возникает при поражении черепно-мозговых нейров (их ядер, коры пирамидных путей) во время беременности и в родах.
Помимо произношения нарушается темп, ритм, голос, дыхание, слуховое восприятие и фонетика. В зависимости от степени и тяжести поражения мы наблюдаем разную по степени тяжести картину нарушения не только речи, но и крупномоторных движений.
У большинства детей с дизартрией страдает переключаемость и координация, мышечный тонус. Много неуклюжих, плохо координированных, неловких детей. Причина всему этому- нарушение работы головного мозга, иннервации не только артикуляционного аппарата, но и крупных мышц.
Конечно, работа должна начинаться рано. Комплексная! С самого раннего возраста с таким ребенком нужно заниматься моторикой и тонусом. Не просто фасоль и горох сортировать, а делать упор на крупномоторные движения.
Самая обычная, но регулярно проводимая зарядка: приседания, махи руками, перекрестные движения рук, ног. Очень полезны ритмические упражнения: бег, ходьба, марш под соответствующую музыку. Эти упражнения помогают согласованию разных частей тела, ритмизируют подкорку, тренируют дыхательную систему.
Это — адаптивный спорт!
Нужно учить ребенка кататься на всем: самокате, велосипеде, лыжах, коньках. Это фактически нейрокоррекция, так как совершаются перекрестные движения рук и ног, а это межполушарное взаимодействие.
Полезно плавать и играть в мяч. Лепить, вырезать, клеить, заниматься с лего, пазлами, мозайкой. Прыжки на батуте и фитболе очень хороши для развития и моторной и дыхательной системы.
Тренировка социально-бытовых навыков (подмести пол, помыть посуду, полить цветы, пылесосить) преследует те же цели-координация всех мышц тела между собой. Это непременно отразится и на работе микромышц-артикуляционных.
Чем лучше физически развит и координирован ребёнок, тем обычно меньше речевых проблем. Всем этим могут заниматься родители сами!