Минимальные мозговые дисфункции (ММД) — наиболее легкие формы церебральной патологии, возникающие вследствие самых разнообразных причин, но имеющие однотипную, невыраженную, стертую неврологическую симптоматику и проявляющиеся в виде функциональных нарушений, обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга (Ясюкова Л.А. ).
Минимальные дисфункции мозга (МДМ) – это исход легкого повреждения головного мозга, на фоне которого наблюдаются различные невротические реакции, нарушения поведения, трудности школьного обучения, нарушение созревания высших мозговых функций, разнообразные неврозо-подобные состояния (Яременко Б.Р., Яременко А.Б. и др.).
Факторы и причины возникновения ММД
Факторы воздействия на организм матери и ребенка: биологические, физические, химические, механические.
Данные факторы могут воздействовать в следующие периоды:
— пренатальный (внутриутробная патология)
— натальный (повреждения в процессе родов),
— постнатальный (послеродовые повреждения).
Клинические проявления
- соматических и вегетативных нарушений наиболее часто наблюдающиеся у детей
с ММД. - Задержки развития речи: общее недоразвитие речи, заикание, дислексия, дисграфия и т.п.
- Нарушение роста и развития опорно-двигательного аппарата (нарушение формирования физиологических изгибов позвоночника, плоскостопие, «разновысокость» ног и т.п.).
- Вегетативные нарушения: повышенная потливость, акроцианоз, лабильность пульса, головные боли, метеозависимость, обмороки и т.п.
- Системные аллергические реакции: пищевые аллергии, аллергодерматозы, вазомоторный ринит, бронхиальная астма,поллиноз и т.п.
Особенности проявления минимальных мозговых дисфункций у детей
- Быструю умственную утомляемость и сниженную работоспособность (при этом общее физическое утомление может полностью отсутствовать).
- Резко сниженные возможности самоуправления и произвольности в любых видах деятельности.
- Выраженные нарушения в деятельности ребенка (в том числе, и умственной) при эмоциональной активации.
- Значительные сложности в формировании произвольного внимания: неустойчивость, отвлекаемость, трудности концентрации, слабое распределение, проблемы
с переключением в зависимости от преобладания лабильности или ригидности. - Снижение объема оперативных памяти, внимания, мышления (ребенок может
удержать в уме и оперировать довольно ограниченным объемом информации). - Трудности перехода информации из кратковременной памяти в долговременную
(проблема упрочения временных связей).
Специфика интеллектуальной деятельности детей с ММД состоит в цикличности
Время, в течение которого они могут произвольно продуктивно работать, очень незначительно и может не превышать 5-15 минут, по истечении которых дети
теряют контроль над умственной активностью.
Какое-то время (3-7 минут) мозг «отдыхает», накапливая энергию и силы для следующего рабочего цикла. Затем умственная активность восстанавливается, и ребенок опять может продуктивно работать 5-15 минут, после чего мозг снова «отключается», и произвольное управление интеллектуальной активностью оказывается невозможным.
Если интеллектуальная работа ребенка хорошо организована, продумана и распределена так, что осуществляется только в эти активные периоды, то обучение проходит очень эффективно.
Чем дольше ребенок работает, тем короче становятся продуктивные периоды и длиннее время отдыха пока не наступает полное истощение. Тогда для восстановления умственной работоспособности бывает необходим сон.
В то время, когда мозг «отключается» и «отдыхает», ребенок перестает понимать, осмысливать и осознанно перерабатывать поступающую информацию. Она нигде не фиксируется и не задерживается, поэтому ребенок не помнит, что он в это время
делал, не замечает, не осознает, что были какие-то перерывы в его работе. В течение 40-минутного урока он может «отключиться» несколько раз и многое выпустить из рассказа
учителя, не заметив этого. В итоге, он либо перестает понимать, о чем идет сведения случайно и своеобразно комбинируют сплюсовываются, что он и выносит с урока.
Полная презентация «Минимальные мозговые дисфункции» в PDF-формате