📍Не говорящий ребенок
Родители, как правило, спешат в поликлинику по врачам, чаще, к неврологу. Кто-то читает советы опытных мам, а кое-кто уже собирает информацию об анализах и обследованиях. Если вы предположили, что у ребенка есть отставание в речевом развитии, что делать в данной ситуации?
Давайте рассмотрим все этапы помощи и что можно предпринять каждому из вас:
Первый путь – логопед, который умеет диагностировать малышей и далее окажет адекватную помощь. При условии, что у ребенка речевое нарушение. В других случаях, расскажет к каким специалистам обратиться (это могут быть врачи, либо смежные с логопедией направления). Для тех, кто еще не в теме: отсутствие речи у ребенка – это симптом (любимое многими ЗРР). А вот симптом чего? В этом и предстоит разобраться специалисту. И чем точнее, тем качественнее будет дальнейшая помощь и тем быстрее мы услышим заветные слова.
Сделаю небольшое отступление: в каких случаях ребенок может не использовать речь:
🖍речевое нарушение,
🖍сенсорная дисфункция,
🖍психиатрия,
🖍нарушение слуха.
Во всех трёх «историях» ребенок не говорит, но логопед будет первым специалистом только в единственном варианте – это речевом.
Как вы понимаете, в двух других нужны врачи, специалист по сенсорной интеграции, АВА терапевт, психолог, возможно, психотерапевт. А система помощи будет абсолютно иная. Скорее всего, чуть позже, эти дети попадут в коррекцию к логопеду, но… это будет на втором или третьем этапе.
Надеюсь, теперь вы понимаете, что очень важно определить первичное нарушение у ребенка, а не просто «скажите во что поиграть, чтоб заговорил». Поэтому для достижения динамики, очень важно услышать от логопеда речевое заключение (если ребенок старше 2 лет).
И помните, что каждое заключение имеет название, а не перечисление симптомов (зрр, зпр, зпрр). Детям до двух лет, мы поставим темповую задержку речи. При этом логопеду важно увидеть психическое состояние ребенка и при необходимости рекомендовать консультацию психиатра. Не нужно паниковать и бояться этого врача, нам важно найти правильный и наиболее короткий маршрут помощи ребенку.
А это можно сделать только после тщательного тестирования (диагностики).
Если вдруг отсутствие речи у ребенка связано с психическим нарушением, ни один логопед ребенку не поможет. Искать именно этого специалиста – пустая трата времени. В этом случае нарушен совсем иной механизм и это не область логопедии, хотя, со стороны — просто обычный неговорящий ребенок.
Аналогичная ситуация с сенсорной дисфункцией. Что бы логопед не предпринимал, он не поможет. (Это из серии: окулист пытается лечить зубы).
Итог: закончив диагностику ребенка, логопед
1.сообщает речевое заключение и берет ребенка в коррекцию
2.предполагает иные нарушения и дает рекомендации куда с этим вопросом обратиться
3.предлагает консультацию психиатра
4.так же, опираясь на анамнез, который вы рассказали, может рекомендовать консультацию невролога, исследования у сурдолога.
📌АНО «Родник»реализует проект «Особенная жизнь»при поддержке Фонда президентских грантов.