Задержка психического развития (ЗПР) — это состояния, при которых развитие психики в привычных для него темпах и нормах невозможно. При этом следует учитывать, что само по себе понятие нормы является довольно условным и в значительной степени зависит от целого ряда факторов. Подобное нарушение может проявляться одновременно во всех сферах психики или только в отдельных из них.
📌Причины возникновения ЗПР у детей
Основными считаются 4 группы причин.
✍Соматогенная.
Проблемы могут быть вызваны различными инфекциями, сопутствующими заболеваниями, приобретенными или врожденными пороками, связанными с развитием соматической системы. Такие дети излишне застенчивы, опасаются лишний раз вступать в контакт со сверстниками, не верят в собственные силы. Нередко взрослые своей чрезмерной опекой сами ограждают детей от взаимодействия с окружающим миром.
✍Церебрально-органическая.
Встречается в разы чаще остальных. Её могут вызвать патологии во время беременности, токсикозы, конфликты резусов и многое другое. Ребенок в этом случае будет незрелым в эмоционально-волевом плане. У него может отсутствовать желание познавать мир и изучать нечто новое. Это связано с недостаточностью нервной системы.
✍Конституциональная.
Оно выражено в инфантилизме, наивности, откровенно примитивных представлениях о людях, предметах и мире в целом. Другими словами, такие дети существенно отстают от ровесников в психическом развитии, оставаясь далеко позади них. Наиболее привычная и понятная им форма общения — это игра.
✍Психогенная.
К его появлению могут привести психические травмы и потрясения, а также неблагоприятная атмосфера в доме, где они воспитываются (например, злоупотребление взрослыми спиртных напитков, агрессия, склонность к употреблению запрещенных веществ и т.д.). Подобного рода состояния заканчиваются нарушениями нервно-физических и психических реакций и функций.
📌Особенности обучения детей с ЗПР
У ребенка с задержкой гораздо выше уровень утомляемости; ему гораздо труднее усваивать стандартный материал;
Он не собран и не умеет организовать свою собственную деятельность;
Он не принимает правила поведения в обществе, нарушает запреты (провоцирует конфликты или драки);
Он значительно хуже воспринимает информацию от педагога, зачастую не может сформулировать мысль.
📌Организация обучения для детей с зпр включает в себя особенное проведение занятий, когда каждый новый будет логическим продолжением предыдущего. Им важно неоднократно повторять уже пройденные темы, чтобы закрепить полученную информацию и научиться ею пользоваться.
Есть ещё одна характерная для их обучения черта. Педагог должен оказывать помощь каждому ученику, но делать это аккуратно и дозированно, начиная от минимального содействия. Первоначально, разумеется, следует предоставить им свободу выполнения заданий, но в случае, когда ребенок перестает справляться, направить его деятельность в нужное русло.
📍АНО «Родник»реализует проект «Особенная семья» при поддержке Фонда президентских грантов.