Многообразие способов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ


Готов помогать

Уважаемые родители! Сегодня мы познакомим вас с многообразием способов
развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Что же такое мелкая моторика – это способность человека выполнять мелкие и
точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий
трех систем нервной, мышечной, костной.
Многие из вас слышали, что мелкая моторика напрямую связана с развитием речи,
чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Как показывает
практика за последние годы значительно увеличилось количество детей с низким
уровнем речевого развития.

Причины речевых нарушений носят биологический и социально-психологический
характер.

🖍К биологическим причинам относятся:
• Острые и хронические заболевания матери во время беременности;
• наследственные заболевания;
• аллергия матери во время беременности;
• токсикоз беременности;
• иммунологическая несовместимость крови плода и матери;
• гипоксия плода;
• родовые травмы.

🖍К социально-психологическим причинам относятся:
• двуязычье в семье;
• гиперопека;
• неправильное строение или недостаточная подвижность органов речи;
• ограниченное общения родителей с ребенком (родители мало говорят с детьми,
дети и сами мало говорят, потому что большую часть времени дома проводят за
компьютером и телевизором). Дети редко делают что то своими руками, потому что
современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (например, обувь застегивается при помощи липучек, вместо
шнурков, книжки с наклейками, вместо картинок для вырезывания и т. д.) ;

🍁Педагог Сухомлинский В. А. писал, что «ум ребенка находится на кончиках его
пальцев. »

📍Зачем же надо развивать мелкую моторику?
• Развитие мелкой моторики ребенка — тонких движений кистей и пальцев рук — один
из показателей психического развития ребенка.
• Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной
зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе.
• Мелкая моторика – основа развития психических процессов: внимания, памяти,
восприятия, мышления и речи, пространственные представления.
Мы хотим познакомить Вас с методами и приемами развития мелкой моторики,
которые использую в коррекционно-развивающей работе с детьми:
• Пальчиковая гимнастика
игровое упражнение «забавные узелочки»; расскажи стихи руками; пальчиковый
театр;
• Логоритмика;
• Логосказки

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые
игры». Игры эти, очень эмоциональные, можно проводить и дома. Они увлекательны
и способствуют развитию речи, творческой деятельности, вырабатывается ловкость,
умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде
деятельности.

🖍Сейчас я вас познакомлю с игровым упражнением «забавные узелочки»:
Берём верёвку диаметром 4-6 мм и завязываем на ней 4-8 узлов. Подвешиваем её вертикально. Ребёнок пальцами перебирает узелки, (со словами) :
Лезет, лезет альпинист –
В этом деле он артист.
По скале и по верёвке
Он наверх залезет ловко! Так же при закреплении поставленных звуков ребенок
перебирает узелки и проговаривает слоги на автоматизируемый звук, можно
закрепить дни недели, времена года.

На

мы «рассказываем стихи руками» проговаривание
стихов одновременно с движениями делает речь детей более ритмичной, громкой,
четкой, эмоциональной, а также хорошо развивает слуховое восприятие.
Можно дома своими руками изготовить для пальчикового театра героев сказки, и
поиграть вместе с ребенком в ходе игры повторяя движения взрослых,
активизируется моторика рук, вырабатывается ловкость умение управлять своими
движениями
Пальчиковый театр — это прекрасный материал для развития
воображения, мышления и речи.
В систему логопедической работы, я включаю логоритмические упражнения–они
просты для выполнения, направлены на согласование речи с движением. Ребенок
сопряженно со взрослым на каждый слог синхронно совершает движения руками,
ногами, ладошками

📍Логосказки–способствуют развитию всех сторон речи, а так же развитию как мелкой,
так и общей моторики.
🖍Я вас познакомлю с персонажами в сказке «Репка»:
Репка – показываем руками круг;
Дедушка – показываем бороду, соединяем руки под подбородком;
Бабушка – показываем платочек, соединяем руки над головой домиком;
Внучка – показываем косынку, соединяем руки под подбородком;
Жучка – показываем ушки, загибаем большой, средний и указательный палец, а
указательный и мизинец немного согнуты;
Кошка — показываем ушки, загибаем большой, средний и указательный палец,
указательный и мизинец согнуты;
Мышка – показываем кулачок.
Теперь вместе расскажем и покажем логосказку «Репка»

Уважаемые родители! Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются специальные упражнения для подготовки руки к письму.

🍁Философ, педагог Иммануил Кант писал, — «Рука- это вышедший наружу головной
мозг. »

Еще в древние времена ученые, педагоги установили, что развитие руки находится в
тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и
координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в
частности, к письму. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей
интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному
обучению. Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой
моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание,
память, словесно- логическое мышление.

❗Помнить! Неподготовленность к письму и недостаточное развитие мелкой моторики
рук может привести к большим умственным и физическим нагрузкам, вследствии
чего у ребенка возникнет негативное отношение к учебе, тревожное состояние в
школе.

📍Я хочу предложить вашему вниманию специальные упражнения для подготовки
руки к письму:
• раскрашивание картинок;
• обведение плоских фигур;
• обведение трафаретов;
• рисование различных линий: прямых, фигурных;
• рисование по контуру, по клеточкам, по точкам;
• выполнение штриховок;
• графический диктант

❗Особое внимание при выполнении данных упражнений нужно обратить на
следующее:
• правильная посадка за столом- ребенок должен сидеть прямо, грудь не касается
стола, оба плеча должны быть на одной высоте, голова слегка наклонена ;
• правильность удержания карандаша- карандаш держим тремя пальцами: большим,
указательным и средним: большой и указательный удерживают карандаш, а средний
поддерживает снизу. Обязательное условие: ребенок должен работать простым карандашом, а раскрашивать цветными карандашами;
• расположение листа бумаги на столе. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не
в коем случае не поворачивал лист во время выполнения заданий;
• формировать умение выполнять линии различной толщины и формы;
• ориентировка на листе бумаге

В книжных магазинах представлен огромный ассортимент раскрасок. Какую же
раскраску выбрать для ребенка? Конечно, раскраску ребенок может выбрать сам на
свой вкус. А другую раскраску вы можете выбрать ему сами, чтобы она носила
развивающий характер. Ребенку с ОНР нужно предлагать раскраски по различным
темам, например : «Домашние животные», «Транспорт» и т. д.

Очень важно
познакомить ребенка с правилами раскрашивания, а потом следить за тем, чтобы он
их соблюдал:
• раскрашивать аккуратно в одном направлении;
• равномерно наносить один цвет, чтобы не было пробелов;
• не выходить за контур изображенного предмета.

❗И еще, один важный момент, раскраску с крупным рисунком и малым количеством
деталей, мы предложим малышу или
старшему дошкольнику, у которого очень плохо развита мелкая моторика. Старшему
дошкольнику необходимо предлагать раскраску, где много мелких деталей.

Вы можете предложить ребенку простым карандашом обводить свои ладошки, а
также любые предметы, например, блюдце, формочки для приготовления печений,
геометрические фигуры из картона или пластика. Так же для этой подходят
плоскостные игрушки, фигурки.
Ребенок обводит предмет, а потом раскрашивает или штрихует.
Такие трафареты можно приобрести в магазине. Они имеют различную тематику,
например: «Насекомые», «Овощи» и т. д.
А можно использовать для обведения линейку с различными по размеру
геометрическими фигурами. Для следующих упражнений вам необходимо
приобрести специальные тетради. Ребенка просят провести линию посередине
прямой дорожки или фигурной, не съезжая с нее и не отрывая карандаша от
бумаги. Ребенка просят провести фигурные дорожки, соединив линию штриховки.
При прохождении дорожки ребенку следует стараться как можно более точно
следовать всем изгибам и поворотам линий. Ребенка просят соединить точки для
того, чтобы получился завершенный рисунок. Ребенка просят нарисовать фигурку по точкам, как на образце. Ребенка просят закончить рисунок по клеточкам.

❗Как вызвать у ребенка интерес к занятиям?
1. Вызывайте положительные эмоции у ребенка. Эмоциональная поддержка очень
важна. Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окраску, например:
«Как интересно! «, «Вот, здорово! «, » Я тебе немного помогу! «, «Какой ты у меня
молодец! «, «Умничка».
2. Наберитесь терпения! Не критикуйте личность ребенка, а тактично указывайте на
ошибки!
3. Данные упражнения нужно выполнять совместно, т. е. здесь необходимо участие
взрослого и одобряющее внимание к трудному для ребенку процессу выполнения
заданий.
4. Не допускайте переутомление. Начинать нужно с выполнения простых заданий и
постепенно повышать их сложность, увеличивая время занятия с 10 до 30 минут.

❗Помните, время занятия не должно превышать 30 минут. Через 15 минут с начало
занятия хорошо было бы провести физкультурную минутку.
5. Создавайте мотивацию! Расскажите ребенку для чего нужно выполнять эти
задания. Если ребенок не проявляет интереса к заданиям- значит ему рано, ведь у
каждого индивидуальный темп развития. Можно предложить эти задания по позже-
через месяц и позже.

❗Информация взята с сайта https://www.google.com/url?sa=t&source=web&rct=j&opi=..

📍АНО»Родник»реализует проект «Особенная семья» при поддержке Фонда президентских грантов.


Помощь центру АНО Родник - помощь нашим детям

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *