3анятия физическими упражнениями, которые проводятся совместно с родителями и детьми являются новой формой физкультурно — массовой работы. Эта форма получила признание, и одобрение родителями.
На занятиях со специалистом родители получают советы относительно того, как проводить работу дома, специалист проверяет правильность выполнения ранее заданных упражнений и с каждым из родителей составляет индивидуальный план, которым тот и руководствуется, занимаясь с ребенком. Такая форма занятий разработана специалистами для детей c ОВЗ. Все занятия зависят от структуры дефекта и заболевания ребенка.
Тем не менее, для всех этих детей характерно запаздывание развития двигательных функций, умений и навыков, недостаточность развития координации и точности движений.
У многих мы наблюдаем неловкость, вялость, медлительность и неуверенность движений или двигательное беспокойство, торопливость, наличие лишних движений и т. п.
Упражнения, проводимые совместно с родителями и детьми, направлены, прежде всего, на то, чтобы стимулировать общее двигательное развитие и корригировать индивидуальные недостатки моторики ребенка.
Выбор упражнений обусловлен общими задачами адаптивной физической культуры. При этом предполагается участие в движениях обоих партнёров (таким образом, упражнения приносят пользу не только ребёнку, но и родителям).
Организация данных занятий содержит следующие упражнения:
🖍1. Коррекционные и общеразвивающие упражнения
Как правило, у детей с ОВЗ осанка неправильная. Поэтому эти упражнения направлены на формирование правильной осанки. Упражнения этой серии направлены на коррекцию дефектов двигательного развития, на овладение моторикой пальцев рук, а также на тренировку правильного дыхания. Цель этих упражнений — укрепление, растяжение, расслабление мышц шеи и туловища, плеч и рук, мышц таза и брюшных мышц. Родитель выполняет упражнения, стоя перед ребёнком, сопровождая каждое движение объяснением. Ребёнок ему подражает. Каждое движение рекомендуется выполнять с максимальным усилием. Родители следят за точностью выполнения движений рук и ног и за темпом. Для эффективности выполнения применяется различный физкультурный инвентарь (цветные мячи разных размеров, кегли, ленты, резиновые кольца). Дети также знакомятся с качествами материала (форма, размер, цвет, вес, упругость).
Упражнение (одно из комплекса коррекционных и общеразвивающих упражнений). Ребенок сидит, скрестив ноги («по-турецки»), в руках перед собой держит предмет. Взрослый стоит за ним. Ребенок разводит руки в стороны, приподнимает голову, прогибается с поворотом в сторону, касается рукой взрослого (вдох); затем возвращается в исходное положение (выдох). Повторяет упражнение, делая поворот в другую сторону.
🖍2. Ритмические упражнения (под музыку)
Упражнения, выполняемые в ритме музыки, направлены на развитие координации движений, на выработку осознанного их выполнения, на устранение судорожности движений, характерной для детей с ОВЗ.
В этих упражнениях дети обучаются подчинять движения определенному музыкальному ритму и приобретать необходимую двигательную непринужденность, свободу и плавность. Эти упражнения требуют концентрации внимания, готовности к восприятию сохранения освоенных элементов в памяти, с тем, чтобы уметь их воспроизводить в соответствии с музыкой. Такие ритмические упражнения, как ходьба и бег с музыкальным сопровождением, могут быть использованы в начале или в конце занятия, они могут быть также включены в ту или иную игру, проводящуюся дома. Выполнение движений сопровождается игрой на фортепиано, аккордеоне или музыкой, записанной на диске. В ритмических упражнениях используются самые простые движения. Родитель подаёт, подкатывает или бросает ребенку тот или иной предмет (мяч, кеглю), задавая при этом движению определённый ритм, подчеркиваемый хлопком в ладони. Ребенок, уловив ритм, посылает предмет обратно. Затем ребёнок учится согласовывать движения рук и ног (ритмическая ходьба и бег), — это является основой для составления ритмической композиции. В композициях в качестве музыкального сопровождения используются обычно простые народные песни.
Упражнения с элементами акробатики
Элементарные «акробатические» упражнения имеют целью развитие ловкости ребенка, чувства равновесия, а также преодоление страха, возникающего от непривычности некоторых положений. При выполнении этих упражнений особенно четкими должны быть действия взрослого, упражнения выполняются на мягкой подстилке. Родитель партнер здесь является не только непосредственным инструктором, он становится, так сказать, «живым» физкультурным снарядом, который можно оббежать, через который можно перелезать, переступать, перепрыгивать. Выбор элементов акробатических упражнений строго подчиняется индивидуальным особенностям ребенка. Родитель объясняет и показывает выполнение каждого движения, привлекая для этого своего ребёнка. После этого с ребёнком занимаются родители, а учитель помогают ему справляться с заданием, постепенно переходя от пары к паре.
Упражнение (одно из комплекса упражнений).Родитель сидит на подстилке с вытянутыми ногами. Ноги сидящего и представляют собой то препятствие, которое ребёнок должен преодолевать; при необходимости следует поддержать ребенка за руку. Ребёнок перешагивает или перепрыгивает через одну, затем через другую ногу родителя.
🖍3. Упражнения на простейших спортивных снарядах
Упражнения на простейших спортивных снарядах направлены на развитие ловкости ребенка, умения сохранять равновесие и на формирование точности движения. Простейшие спортивные снаряды (гимнастическая скамейка, маты) расставляются в зале так, чтобы получалась полоса препятствий, которую ребенок должен преодолевать, выполняя на каждом участке определенную двигательную задачу. После общей инструкции занимающиеся расходятся по залу и выполняют задание по очереди на всех снарядах. Прежде, чем начать упражнение, родитель каждый раз спрашивает ребенка, что предстоит сделать. Таким образом, устанавливается, запомнил ли ребенок инструкцию или нет. Затем ребенок делает упражнение, родитель помогает и следит за точностью выполнения задания. Количество повторений, общий темп движений определяет родитель, благодаря знаниям психофизических особенностей каждого ребёнка.
Упражнения. 1-й участок полосы — два мата. Оттолкнувшись обеими ногами, прыгнуть с одного на другой. 2-й участок — большой мяч. Бросить мяч вверх, попасть в обруч. 3-й участок — гимнастическая скамейка. Пробежать по скамейке с помощью родителя. 4-й участок — гимнастическая скамейка с наклонной доской. Подняться по скамейке вверх, сесть на наклонную доску, соскользнуть вниз. 5-й участок — натянутая резиновая лента. Надо проползти под нею.
🖍4. Успокаивающие упражнения
В эту серию упражнений мы включаем движения, развивающие тонкую моторику пальцев рук, движения в замедленном темпе, а так же хлопки в ладоши, притопывания. Главное место занимает здесь дыхательная гимнастика, дидактические игры, игры с речевым сопровождением, игры на внимание, на развитие сенсорного восприятия, при этом дети пользуются простыми дидактическими пособиями. Эта форма работы с родителями имеет ряд преимуществ: развитие и коррекция моторики достигают определенных результатов. Высокая эффективность объясняется тем, что во время занятий не происходит потери времени, что неизбежно бывает, если с ребёнком с ОВЗ ведёт занятия один специалист. В данном случае у каждого ребенка есть свой инструктор (родитель). Родители помогают ребёнку делать упражнение точно, побуждают его к деятельности. Благодаря тому, что ребёнок все время находится в тесном контакте с человеком, которому доверяет и с которым он эмоционально связан, у него возникает чувство уверенности, необходимое при выполнении упражнений. Внимание родителя сосредоточено только на ребенке, одобрение со стороны матери или отца доставляет ему радость, и он чувствует себя на совместных занятиях счастливым. «Совместные упражнения» укрепляют уверенность родителей в успехе трудной и ответственной работы с ребенком с ОВЗ. Родители, ежедневно работающие дома с ребенком, убеждаются, что систематическая (хотя очень длительная) работа с ребенком, учитывающая его индивидуальность, благоприятно сказывается на его физическом развитии и на развитии личности в целом.
Материал подготовлен:
педагогом дополнительного образования
А.В. Маликовым.
🖍Преподаватель адаптивной физкультуры в нашем центре Татьяна Никифорова .
📍АНО «Родник»реализует проект «Особенная семья» при поддержке Фонда президентских грантов.